организатор: Гёте-Институт с поддержкой Tranzit.at
Город завтрашнего дня
Исследовательский и выставочный проект об эволюции советского модернистского архитектурного наследия, 24 ноября 2020 - 24 января 2021, ЦК19, Новосибирск
«Город завтрашнего дня» — это продолжающийся исследовательский и выставочный проект о жизни советского города и о его судьбе после распада СССР. Состоящая из передвижной основы и меняющихся локальных расширений контента с упором на архитектуру и урбанизм, выставка была представлена Гёте-Институтом с поддержкой Tranzit.at в нескольких крупнейших городах Восточной Европы и Центральной Азии, начавшись в Ереване, Минске, Москве и Новосибирске в 2019/20 годах.
Из описания: Выставка «Город завтрашнего дня» представляет эволюцию советского модернистского архитектурного наследия от его зарождения в двадцатых годах прошлого века и его ренессанса в конце пятидесятых годов вплоть до распада Советского Союза, а также частично дожившие до нашего времени примеры советского модернизма в бывших республиках СССР. Выставка состоит из двух частей. Передвижная — основная — ветвь раскрывает общую историю почти столетней эволюции модернистского видения и практик в советской архитектуре со времен раннего авангарда до его заката и перехода к архитектуре советского постмодернизма. [...]

Вторая часть «Города завтрашнего дня» посвящена историям и контекстам мест, где проходит экспозиция. Кроме рассказов о модернистских контекстах, у которых не было шансов стать частью официального советского канона архитектуры, локальные расширения выставки подсвечивают текущую ситуацию и восприятие публикой советского модернистского наследия.

Из досье выставки на сайте Гёте-Института.


Темами локального расширения на выставке в Новосибирске стали: сибирский модернизм и Новосибирская архитектурная школа. Местное исследование-расширение выставки намечает контуры этих явлений начиная с 1910-х годов, обозначает его связи с общероссийским и мировым контекстом. От формирования региональной архитектурной школы на основе образовательных программ ВХУТЕМАСа и самых ранних модернистских предпосылок в литературе — поэзии Алексея Гастева — до советского модернизма второй волны и Новосибирской бумажной архитектуры 80-х годов — более 100 листов местной «бумаги» было представлено в оригиналах.

Из описания выставки в Новосибирске.
Кураторы:
Рубен Аревшатян, Анна Кац, Георг Шёльхаммер

Куратор в Новосибирске:
Антон Карманов

Гёте-Институт в Новосибирске
Директор, руководитель программного отдела: Пер Брандт

Координаторы проекта:
Михаил Казанцев, Анна Морозова

Центр культуры ЦК19
Директор: Инна Остроменская

Консультанты проекта:
Марк Акопян, Николай Ерофеев, Дмитрий Задорин, Ольга Казакова, Борис Чухович, Татьяна Эфрусси, Иван Атапин, Арсений Тоскин

В подготовке сибирского расширения проекта принимали участие:
Арсений Тоскин; Иван Атапин; Вячеслав Мизин; Александр Ложкин; Никита Овсюк; Музей истории архитектуры С.Н. Баландина, Новосибирск; Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля; Новосибирский городской архив; Новосибирский государственный краеведческий музей; Музей-Заповедник «Красная Горка», Кемерово; Музейный центр «Площадь Мира», Красноярск; Музей города Новосибирска им. Ю.В. Кондратюка; Государственный исторический музей, Москва; Архив «Омскгражданпроект»; Архив Омской филармонии; Библиотека конгресса США; Государственный Архив Свердловской Области; Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва; Исторический Архив Омской Области; Красноярский краевой краеведческий музей; Музей Архитектуры и Дизайна УрГАХУ, Екатеринбург; Музей Дома Ученых, Краснообск; НовосибирскТелефильм; Томское отделение Союза архитекторов; Юрий Аввакумов; Владимир Авксентюк; Константин Антипин; Александр Бегун; Оксана Будулак; Ильдар Галеев; Дарья Гаркуша; Ирина Голенко; Сергей Гребенников; Ирина Девятьярова; Давид Демирханов; Светлана Изотенко; Борис Захаров; Irina Zakharova; Александр Климов; Марина Колпакова; Андрей Кузнецов; Ксения Кузьмина; Тахир Кулиев; Борис Лерман; Игорь Лощилов; Антон Метельков; Сергей Митюшов; Виктор Новиков; Елена Польская ; Михаил Пирогов; Юлия Пирогова; Игорь Поповский; Павел Рачковский; Андрей Сергеев; Геннадий Скуратов; Елена Скуратова; Прасковья Смышляева; Лариса Сухова; Леонид Смирнов; Геннадий Туманик; Валерий Филиппов; Сергей Филонов; Ефим Фрейдин; Любовь Фукс; Жанна Хахаева; Сергей Худяков; Сакен Хусаинов; Андрей Чернов; Сергей Чертков; Иван Шалмин; Антон Шаталов


План экспозиции:
Открытие выставки:
Экспозиция:
Бумажная архитектура, некоторые работы
(слева направо)
1. А. Чернов, С. Гребенников, застройка колхоза «Большевик». Новосибирская область. Фасад сельского совета. 1990.
2. А. Чернов, «Гусь», застройка села Гусельниково. Новосибирская область. 1990.
3. А. Чернов. Застройка села Нижний Урюм. Новосибирская область. 1984.
4. А. Чернов, С. Гребенников, «Час быка», 1985.
(сверху вниз, слева направо)
1. В. Смышляев, «Атриум-дом», 1985.
2. В. Смышляев, В. Мизин. «Дом спящего дерева». 1985.
3. В. Смышляев, В. Мизин, А. Кузнецов, А. Тарасов при участии Е. Бурова. Проект для международного конкурса «Гастрольный театр», Голландия. 1982-1984.
4. В. Смышляев, В. Мизин, Е. Буров. «Бастион сопротивления городу». 1985.
5. В. Смышляев. Конкурсный проект застройки Зубовской площади, г. Москва. 1986.
6. В. Смышляев, «Атриум-дом», 1985.
7. В. Смышляев, В. Мизин. Проект артистического буфета театра «Красный факел». 1986.
1. В. Мизин, эскизы проекта застройки центральной площади поселка Сокур, 1985.
2. В. Мизин. Театр взамен НГАТОБ (Новосибирской Оперы). 1990.
3. В. Мизин. Конкурсный проект застройки Зубовской площади, г. Москва. 1986.
1. В. Мизин. Передвижные дома на железнодорожных платформах. Конкурсный проект. 1987.
2. В. Мизин. Интерьер реакреационной зоныобластной больницы. 1985.
3. В. Мизин. Интерьер гостиницы «Обь». Проект. Перспектива, вид-2. Новосибирск. 1989.
4. В. Мизин. Интерьер гостиницы «Обь». Проект. Перспектива, вид-3. Новосибирск. 1989.
5. В. Мизин. А. Кузнецов. Водонапорная башня. Проект реконструкции под молодежный центр. Интерьер.
6. И. Шалмин. Проекты разных лет.
7. С. Гуляйкин, С. Гребенников, А.Чернов. Эскизы проекта застройки села Гусельниково. 1982.
Неизвестная архитектура Новосибирска 1982–1994
Данная книга является репринтом издания 1997 года. Предоставлено Антоном Кармановым.
Репортажи:
Автор фото: Евгений Бекарев / предоставлено Гёте-Институтом в Новосибирске, Ирка Солза.

Новосибирск эпохи модернизма
— Новосибирская часть экспозиции представляет архитектурный процесс в Сибири на протяжении всего ХХ века. Этот огромный массив прежде не был так широко представлен, тем более в соседстве с общемировым контекстом в стержневой части проекта «Город завтрашнего дня». От формирования региональной архитектурной школы на основе Сибирского технологического института, из которого вышел Сибстрин, а также образовательных программ ВХУТЕМАСа в Омске до советского модернизма второй волны и новосибирской «бумажной архитектуры» 1980-х годов. К примеру, на выставке впервые появилась возможность познакомиться с декларацией и уставом регионального объединения конструктивистов ОСА, изучить примеры типовой и уникальной архитектуры Омска, Новосибирска, Томска, Кемерово, Новокузнецка, Барнаула, Красноярска и Иркутска.

Интервью с Антоном Кармановым, Ведомости

Такой Новосибирск вы не видели: шагающие небоскребы, поселок-гусь и еще 5 проектов архитекторов-модернистов
Переворот в обществе, технологиях и идеях был настолько быстрым, что новая модернистская школа сформировалась буквально за три года — в период с 1925-го по 1927-й. И сибирская школа распространилась далеко за пределы Сибири. В частности, многие известные памятники конструктивизма в Екатеринбурге разработаны сибирскими архитекторами, Николай Никитин — автор Останкинской телебашни и монумента «Родина-мать» — прошел через сибирскую бетонную школу, а одна из идей новосибирского архитектора Николая Кузьмина вошла в историю мировой архитектуры.

Лиза Пичугина для ngs.ru

Однажды в Новосибирске: сверхгород, лопатки и бумажный постмодернизм
4 декабря на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал куратор локального расширения международной выставки «Город завтрашнего дня», художник Антон Карманов.

Расшифровка выпуска, Городская волна

«Город завтрашнего дня». Сибирский модернизм в чистом поле зрения
О «бумажной» новосибирской архитектуре давно знают все интересующиеся жители города — в каком-то смысле она является гордостью Новосибирска, поскольку эти футурологические и изначально «неосуществляемые» проекты, как уникальные образцы, хранятся в виде планов и эскизов во многих музеях страны и мира. Кое-что из этого наследия время от времени выставлялось на площадках города — их могли увидеть, например, посетители «Золотой капители» и арт-галереи «Че». Но далеко не все футуристические проекты остались лишь на бумаге, кое-что из них было реализовано.

Николай Гармонеистов, «Новая Сибирь»