организатор: самоорганизация
Что делать с мёртвым другом
Два проекта Елены и Андрея Бертолло «Что делать с мёртвым другом» и «Пока не располнела», театр La Pushkin, ноябрь 2015 \ ГЦИИ, январь 2016
Проект Елены и Андрея Бертолло «Что делать с мëртвым другом?»: памятники и истории о выдуманном друге.
Из описания проекта: Что делать с мёртвым другом? Хранить светлый образ и ставить памятники. Но в нашем контексте «мёртвый друг» – тот, с кем нет непосредственного (живого) немотивированного общения. Это не только СМИ-герои и виртуальные друзья, но и реальные люди, о которых заранее имеем «точное» субъективное представление. То есть друг жив, а мы уже создали и храним в памяти его светлый образ, и этот образ стал важнее реального человека.

Мы предложили по случайной невнятной фотографии рассказать о человеке. Почему нет? Составляем же мы представление друг о друге по аватаркам и фоткам, выложенным в сети, судим с чужих слов о странах-государствах?
Благодаря нашим друзьям в фэйсбуке, девушка с фотки (Мария) прожила множество жизней, приобрела неожиданные привычки, оказалась в странных местах при странных обстоятельствах в сопровождении мужей, любовников, животных и подруг. Был якобы создан «Музей Марии» (в него даже пытались устроиться на работу!), были якобы получены «гранты», а вопросом: «Вы ищете художников и скульпторов, которые возьмутся за оформление Музея?» представитель местной прессы подвела нас к воплощению образа Марии в памятнике.
Общий вид экспозиции
Фото предоставлено Еленой Бертолло (для журнала Реч#порт)
Второй проект «Пока не располнела» был представлен в ГЦИИ вместе с предыдущим.

Антропологический метод как игра
... проект Бертолло доводит этот механизм искусствопорождения до абсурдного предела. Раз критерии поиска и отбора артефактов могут быть формальны, то и изначальная «проблема», из которой потом развернëтся вся алгоритмическая цепочка, тоже может быть формальной. Может быть, например, случайной фотографией из интернета. Вывод, который делается, тоже абсолютно точен: формальный метод приводит к относительно случайным результатам, по крайней мере, необходимо определëнное усилие, чтобы увидеть их неслучайность (чего в данном случае не происходит). Поэтому возникает ощущение, что текст концепции пытается увести нас в сторону: в проекте Бертолло эта концептуальная «обëртка» оказывается второстепенной по отношению к стилистическому единству арт-объектов, как будто бы навязанной извне, чуждой.