Два
проекта Елены и Андрея Бертолло «Что делать с мёртвым другом» и «Пока
не располнела», театр La Pushkin, ноябрь 2015 \ ГЦИИ, январь 2016
Проект Елены и Андрея Бертолло «Что делать с мëртвым другом?»: памятники и истории о выдуманном друге.
Из описания проекта:
Что делать с мёртвым другом? Хранить светлый образ и ставить памятники.
Но в нашем контексте «мёртвый друг» – тот, с кем нет непосредственного
(живого) немотивированного общения. Это не только СМИ-герои и
виртуальные друзья, но и реальные люди, о которых заранее имеем «точное»
субъективное представление. То есть друг жив, а мы уже создали и храним
в памяти его светлый образ, и этот образ стал важнее реального
человека.
Мы предложили по случайной невнятной фотографии
рассказать о человеке. Почему нет? Составляем же мы представление друг о
друге по аватаркам и фоткам, выложенным в сети, судим с чужих слов о
странах-государствах? Благодаря нашим друзьям в фэйсбуке, девушка с
фотки (Мария) прожила множество жизней, приобрела неожиданные привычки,
оказалась в странных местах при странных обстоятельствах в сопровождении
мужей, любовников, животных и подруг. Был якобы создан «Музей Марии» (в
него даже пытались устроиться на работу!), были якобы получены
«гранты», а вопросом: «Вы ищете художников и скульпторов, которые
возьмутся за оформление Музея?» представитель местной прессы подвела нас
к воплощению образа Марии в памятнике.
Общий вид экспозиции
Фото предоставлено Еленой Бертолло (для журнала Реч#порт)
Второй проект «Пока не располнела» был представлен в ГЦИИ вместе с предыдущим.
Антропологический метод как игра
...
проект Бертолло доводит этот механизм искусствопорождения до абсурдного
предела. Раз критерии поиска и отбора артефактов могут быть формальны,
то и изначальная «проблема», из которой потом развернëтся вся
алгоритмическая цепочка, тоже может быть формальной. Может быть,
например, случайной фотографией из интернета. Вывод, который делается,
тоже абсолютно точен: формальный метод приводит к относительно случайным
результатам, по крайней мере, необходимо определëнное усилие, чтобы
увидеть их неслучайность (чего в данном случае не происходит). Поэтому
возникает ощущение, что текст концепции пытается увести нас в сторону: в
проекте Бертолло эта концептуальная «обëртка» оказывается
второстепенной по отношению к стилистическому единству арт-объектов, как
будто бы навязанной извне, чуждой.