организатор: герман преображенский
Лаборатория нового искусства
Импровизационные перцептивные сессии с участием музыкантов, танцоров и художников, с 2015 примерно по 2018 год, Томск
Лаборатория нового искусства возникла в 2015 году и проводила перформансы, построенные на импровизации и совмещении музыки, звучащего голоса, танца и процесса рисования, который транслируется на большой экран.
Из анонса одного из первых перформансов: В созданном перформерами пространстве экспериментируют по созданию произведений искусства поэты, музыканты и художник, процесс рисования которого будет транслироваться на большой экран. Целью действия является точное и скоординированное реагирование перформеров на выразительные потоки друг друга.

Событие, представляемое лабораторией, на специальном художественном языке (разработанном Германом Преображенским) носит название «перцептивной сессии», поскольку адресуется непосредственно к чувственности зрителя, без посредства сценарного плана или выставочных механизмов музейного пространства. Представленный перформанс являет собой нечто среднее между современным театральным экспериментом и музыкальным концертом авангардного джаза, не являясь в полной мере ни тем, ни другим.
Герман Преображенский об особенностях «нового искусства»: Говоря об отличии перцептивных сессий от того, что происходило в искусстве в 50-70 годы (хэппенинги, перформансы, флюксус), а так же и от российских реалий конца 80-90 гг. (Курехин, Попмеханика, новые художники, московский акционизм и т.п.): отличия сводятся к формальным и содержательным. Формальные — все в структуре перцептивной сессии, то есть в правилах ее проведения или каноне. Правила канона перцептивной сессии обозначают только общее поле действия, не ставя задач для участников как это есть в перформансе. Поэтому перцептивная сессия это не высказывание. Целью перцептивной сессии является трансформация восприятия участников и зрителей — чувственная аккомодация, говоря нашим языком.

Формальные же ограничения канона не дают смешиваться потокам на одном антрпологическом носителе, чем препятствуют сваливанию всего в кучу (хэппенинг и попмеханика): правило разнесенности потоков. Потоки должны симультанно перемешиваться только в едином субъекте нового искусства — сессии. В этом смысле хэппенинг по своим задачам даже несколько радикальнее нового искусства, а перформанс более рационален. Не хочется дальше буриться в частности: континуальное рисование как феномен и как элемент сессии, правило окончания сессии и тп., чтобы не уходить от главного. Главное в первой — формальной фазе отличий — это формальные определения без прописывания сюжета, но достаточно строгое по структуре — то есть это пространство события с открытым кодом, которым элементарно овладеть любому, чтобы участвовать, никаких секретов нет, но одновременно внутри не происходит «все что угодно, а происходит только то, что задано правилами вхождения.
Затем по содержанию: главное в перцептивных сессиях это то, что называется «реагирование на выразительные потоки других участников сессии». Что означает эта загадочная формулировка третьего правила из канона? Во-первых, взаимодействие: сессия это не соло, это прежде всего умение слушать и ждать другого, ловить от него сигналы и импульсы. Эти импульсы реализованы на языке того выразительного потока, в котором работает другой участник или антропологический носитель. Поэтому реагирование является уже следствием интерпретации «сигналов» других участников — это прерогатива свободы воли меня как участника, никаких правил интерпретации, никакого алфавита сессий нет, и я этому всегда сопротивлялся, уходил от формулировки такого алфавита. Интерпретация имеет чувственный характер, а не когнитивный, и тоже связана с аккомодацией, поскольку я реагирую на чужой поток, я его не знаю.

Во-вторых, реагирование — это совпадение, несводимая разница, неустранимая гетерогенность самого симультанного тела сессии. Реагирование — это не подстройка к другому, а создание совместного ассамбляжа, комбинации элементов, это не желание сделать то же самое, а желание пристроить к другому свое. Важен и самый механизм реагирования: через вхождение, вчувствование в выразительный поток другого я теряю определенность и наработанность ходов внутри своего потока, как бы теряю его из вида и концентрируюсь всецело не на своем, а на чужом потоке. Следствием такого механизма является уход от устоявшихся паттернов своего собственного творчества и, в конечном итоге, идентичности для создания симультанного целого сессии, где потоки переплетены не механически, а продеты через индивидуальную рассредоточенность каждого участника.
Видео с одной из первых сессий, 24 декабря 2015 года:
Видео с одной из последних сессий 2018 года. Больше записей сессий на ютуб-канале.
В мае 2015 года в Новосибирске также прошли три сессии Лаборатории в пространстве Art of Contact (лофт ТРАVА) совместно с группой контактной импровизации Кати Басалаевой. Участвовали: Катя Басалаева и группа «Система единиц (движение), Вязкий Шараб (звук), Аксинья Сарычева (изображение), Герман Преображенский (голос).
17 ноября 2017 в Центре Культуры ТГУ прошел сайнс-арт перформанс «Сотворение мира», театральный эксперимент-исследование на космологическую тему, выстроенный уже по определенному сценарию.

Из описания события: Театральный эксперимент-исследование «Сотворение мира» представляет собой попытку рассказать на языке нового искусства о современной научной ситуации в понимании происхождения вселенной. В ходе представления зрители получат информацию из первых рук, от ученых: физика, биология, антропология. А ученые смогут поучаствовать в эксперименте погружении в современное искусство. Постановка имеет междисциплинарное и инновационное ядро, построенное на новых технологиях презентации материала (видео-мэппинг, 3D моделирование), на новых концептуальных достижениях в области современного искусства (перформанс, сайнс-арт), на новейших тенденциях в области авангардного музицирования.

Театр заговорит голосом современной науки, а ученые погрузятся в мир современного экспериментального искусства. Цель исследования — показать междисциплинарный путь познания космологической проблемы, показать, что вселенная говорит на языке нового искусства.
Участники:

Лаборатория нового искусства:
Егор Вольф — ударные, перкуссия
Юлия Шашкова — движение, танец
Владислав Ридош — электронные инструменты
Герман Преображенский — концепция, организация, голос импровизация
Митя Главанаков — виджеинг, бас-гитара, организация
Аксинья Сарычева — художник, континуальное рисование
Анастасия Двинянинова — художник, рисование
Игорь Новиков — гитара, фортепиано, организация
Анна Чагина — альт, фортепиано
Мара Клови — движение, танец
Александр Букреев — фортепиано

Ученые:
Илья Беленков — физиология, идеокинезис (Москва)
Борис Мерзликин — физика (ТГУ)
Людмила Чиндина — археология (ТГУ), исследователь кулайской культуры
Йоэль Регев — философия (Иерусалим-СПб, Европейский университет)
Семен Бондаренко — генетика (ТГУ)
Николай Немирович-Данченко — биология (ТГУ)
Фото: Владимир Костенков, Павел Рыскаленко, Анастасия Цареградская и другие.
За время работы Лаборатории в ее коллаборациях приняли участие более 30 музыкантов, танцоров, художников и литераторов из Томска, Кемерова, Санкт-Петербурга и Новосибирска.