организатор: новосибирский фонд им. кондратюка
Летать!
Карнавал современного искусства, ДК им. Кирова, июнь-июль 2003 года
27 июня 2003 года в бывшем Доме культуры им. Кирова открылся карнавал современного искусства «Летать!». Помимо коллективной выставки художников были также организованы концерт живой и электронной музыки, выступления коллективов современного танца, перформансы, видео-показ. Также состоялся круглый стол на тему «Возможно ли современное искусство в Новосибирске?».
Куратор Константин Скотников об идее организации фестиваля: После публикации во втором номере калининградского журнала ph моей статьи «Три диагноза как три составные части молодого искусства Новосибирска» я получил рассерженное и вдохновенное письмо от арт-группы «Штука» (Sztuka, арт-группа просуществовала с 2002 по 2006 гг.) — Зоси Леутиной, Ольги Таировой и Евгении Шестаковой, в котором от меня недвусмысленно требовали удовлетворения в самом, что ни на есть, дуэлянтском значении этого слова.

«Даже если у нас, и впрямь, всё так плохо с "молодым" искусством, мы, всё ж таки, имеем место быть, мы живём и работаем в этом городе и мы хотим жить, работать и быть востребованными в этом городе. Мы — молодые художники Новосибирска! Давайте-таки делать большую выставку современного искусства», — писали талантливые и очаровательные дуэлянтки, возмущённые инкриминированными мной «молодому» новосибирскому искусству диагнозами, как то: бесплодие, энурез и лёгкая беременность.

[...] Концепция выставки-карнавала основана на воле к самопрезентации достаточно широкого круга достаточно молодых культурных активистов, невольно оказавшихся в оппозиции к официальной культурной инфраструктуре города. Надо признать, что оппозиция эта не программна и не агрессивна, как то было, например, во времена перестройки. Толерантность нашей художественной фронды объясняется достаточно просто исторической деконструкцией института идеологической борьбы, сменой идеологического шила на рыночное мыло с прискорбной деморализацией старшего поколения художественного сообщества: шило — на мыло, а мыло — на рыло. Таким образом, художественная сцена нашего времени предстаёт достаточно парадоксальной: на ней не нужно сражаться, зато возможно побеждать. Это связано с коммунальным эффектом, когда для «расширения жилплощади» не нужно убивать ненавистных соседей, а следует переехать в «новое своё».

Такова и наша стратегия «пролёта над гнездом кукушки»: вынужденные маргиналы художественной сцены, междисциплинарные современные художники, интровертированные критики культуры и безобидные художественные авантюристы покажут свой пилотаж на относительно независимой культурной площадке — в Доме культуры имени С.М.Кирова с 27-го июня по 18-е июля с.г.. Эта мнимо маргинальная территория нас нимало не смущает, скорее стимулирует как вариант возможного создания здесь Центра Современного Искусства — своеобразного демонического гнезда для тех, кто вынужден постоянно парить между Новосибирском и Лондоном, не имея ни гнезда, ни корма, зато постоянно теряя товарищей, икаров и мотыльков.
Совместно с единомышленниками Славой Мизиным и Марком Марселосом Константин Скотников выполнил плакат «Долой эксплуатацию сибирской дикости на ниве искусства!», который послужил афишей карнавала — «самопрезентации» художников, оказавшихся в оппозиции к официальной культурной инфраструктуре города (Ирина Ульянова для Коммерсанта).
Общий вид экспозиции. Фото Ивана Дыркина
Из анонса фестиваля: Концепция куратора заключается в том, что произведения участников так или иначе должны выразить отношение к позитивной программе жизненной перспективы, поскольку молодой человек по определению стоит на пороге своего будущего, на взлётной полосе своей судьбы и карьеры. Авторам-участникам было предложено в своих произведениях, прямо или намёком, изложить надежду или, к сожалению, неверие в свой будущий полёт, найти форму презентации высоты этого метафорического полёта. Летать или ползать? Уметь взлетать и приземляться или обречь себя на катастрофу падения — разбиться? На эти и подобные вопросы карнавал даст свои художественные ответы. Вслед за художниками об ответственности за свою судьбу и перспективу будущего, возможно, задумаются и зрители.

Участники:

арт-группа «Штука» (Евгения Шадрина, Ольга Таирова, Зося Леутина )
Сергей Беспамятных
Алексей Лещенко
Анастасия Бакушина
Светлана Бакушина
Дмитрий Булныгин
Роман Ватолкин
Александр Воронцов
Марк Марселос
Максим Нерода
Вячеслав Мизин
и другие
Евгения Шадрина-Шестакова о фестивале: Мы предложили художественному народу города сделать большую выставку-фестиваль. Собрать всех, кому есть, что показать. Без отбора, без выставкома, все работы, что автор хочет выставить. На общем собрании каждый участник написал название для фестиваля, из шапки, буквально, достали бумажку с названием. Это было слово, предложенное художником Алексеем Лещенко «летать». В итоге были представлены инсталляции, станковое искусство, скульптура, перфомансы.

Наш спектакль-перфоманс назывался «В Москву». Основой текста стала пьеса Чехова «Три сестры». Из текста я выбрала фразы со словом «Москва» и получилась очень даже самостоятельная и содержательная пьеса. Текст был записан на пять голосов под музыку Айги. Мы создали ростовые куклы: гипс, ткань. И по сути это был срежисированный танец.

Аудио-запись перформанса
Перформанс «В Москву»:
Инсталляция Сергея Беспамятных «Секондхенд флай» (Бытолёт):
Фестиваль был переименован в региональную выставку современного искусства и получил продолжение. В 2004 году он прошел так же в ДК им. Кирова под названием «Парадиз в Новосибирске», и второй раз в октябре 2004 года в Доме национальных культур имени Геннадия Заволокина под названием «Игрушки» в рамках фестиваля современного искусства «Арт–Новосибирк– 2004». В «Игрушках» приняли участие известные художники из других городов, такие как: Леонид Тишков, Ольга и Александр Флоренские, арт-группа «Куда бегут собаки».

В 2005 году прошла четвертая выставка под названием «Скорая помощь». Изначально ее проведение планировалось в Доме национальных культур имени Геннадия Заволокина, который арендовал Фонд им. Кондратюка, однако, случился скандал. Руководство фонда выступило против участия в выставке Максима Нероды и группы «Радек».

Из материала Tayga.info: ...по словам Скотникова, руководство Фонда не столько смущено работами Нероды, сколько имеет к нему личные счеты — на предыдущую выставку Максима Нероды 6 ноября, посвященную «воспоминаниям о Советском Союзе», пришло несколько молодых поклонников его творчества. Они устроили разгром в Доме национальных культур: разломали музыкальный центр, использовавшийся для дискотек для пенсионеров, испортили пианино во время своих музыкальных упражнений и выкинули со второго этажа стол.

[...] Фонд выступил также против участия в выставке известной московской группы авангардных художников «Радек» под руководством Давида Тер-Оганьяна. По мнению Скотникова, руководство Фонда испугал именно радикализм группы: она получила известность после того, как ее активисты во время выборов президента РФ забрались на Мавзолей с плакатом «Против всех!». Авдей Тер-Оганьян, отец лидера группы, прославился после того, как на одной из концептуальных выставок топором разрубил несколько православных икон. Возможно, Фонд Кондратюка ожидал что-то подобное и на выставке в Новосибирске.

В результате Константин Скотников уволился из Фонда, а выставку провели в клубе «888». В феврале 2006 года была проведена пятая выставка под названием «Быдло» в клубе «Тату».

Фото: Дмитрий Ткаченко, Иван Дыркин (Мазуренко) и др.