организаторы: герман преображенский и мария митренина
Фестиваль нового искусства
Фестиваль, объединивший разные виды искусства, проходил в Томске с февраля 2015 по декабрь 2017, в ЗЦ Аэлита.
Пять фестивалей современного искусства прошли в Томске с февраля 2015 по декабрь 2017 года. Каждый фестиваль включал импровизационное музицирование, экспериментальный театр, современный танец и выставочную часть. Организатор фестиваля — Герман Преображенский (первые два фестиваля в соавторстве с Марией Митрениной).
Идея фестиваля заключалась в том, чтобы соединить в одном пространстве различные виды искусства и создать непрерывное действие, поток искусства, который происходит одновременно в разных местах. Все фестивали (кроме последнего) были тематическими, чтобы объединить разнородные виды художественных активностей еще и со смысловой стороны .
Фестиваль #1
22 февраля 2015
Из анонса: Темой первого мультижанрового экспериментального фестиваля стали «Границы». Проекты участников направлены на исследование этой темы с разных сторон — в психологическом, социальном, творческом и других аспектах. Кроме того, они выйдут за границы привычных форматов выступлений и будут взаимодействовать друг с другом.
Участники:

Наташа Юдина
Татьяна Букова
арт-группа ЧРеВо (Руслан Чернаков & Роман Чернаков)
ТО «Снег в сапогах»
группа буто «Ори-гама»
Артем Терсков
Аксинья Сарычева
Данил Банников
Надежда Максимова
Анастасия Нестерова, Екатерина Федотова
bSICtransit
Сон Кекуле
Sine Seawave
Влад Ридош и Interna Mongolio
поэты Елена Клименко, Ольги Комарова и Андрей Филимонов
и другие
ТО «Снег в сапогах». Монохромные субъекты. Распределенная технологическая инсталляция
Каждый субъект представляет собой светонепроницаемый цилиндр с микроскопическим отверстием в боку. Дифракция световых лучей на краях отверстия приводит к формированию изображения, регистрируемого светочувствительным составом на основе микрокристаллов галогенида серебра, находящимся на внутренней поверхности субъекта. Таким образом субъект является наблюдателем, регистрирующим наблюдаемое (объекты).

«Монохромный субъект» может наблюдать объекты, находящиеся на любом удалении и с любой стороны от него. Наблюдение сопровождается регистрацией, так что результатом работы субъектов будут распечатанные или отсканированные изображения, отображающие видение субъектами реальности фестиваля.
Кукла Татьяны Буковой и инсталляция Наташи Юдиной и семилетнего Остапа:
Перформанс «Мокрое» (Сон Кекуле)

После довольно затяжного и непривычного танца буто («Ори-гама» и Влад Ридош) публика желала расслабиться и выходила в холл, где вдруг сразу же попадала на эпатирующий перформанс «Мокрое» группы «Сон Кекуле». Девушки брали людей за ноги, обтирали своими волосами их обувь.
«Разреши мне войти» (Сон Кекуле):
Поэтический эксперимент и бегуны «Время S»:
Перформанс «Дегуманистический завтрак Хосе» (Interna Mongolia и Влад Ридош)

Влад Ридош жарил яичницу на сцене под аккомпанемент чтения из «Дегуманистического завтрака» Хосе Ортеги-и-Гассета.
Фото с повторения перформанса на фестивале «Тезисы-2015».
Фестиваль #2
18 апреля 2015
Из концепции фестиваля: Темой второго фестиваля стали «Трансформации». Герой получает волшебное приглашение и попадает в сказочный мир. Там, пройдя череду испытаний и приключений, он изменяется и возвращается домой обновленным — уже настоящим героем. Такой сюжет волшебной сказки в аналитической психологии часто интерпретируют как символическое изображение трансформаций психики человека на протяжении всей его жизни. Действительно, испытания и приключения ждут каждого из нас, а многие важные для нас люди сходны по своему воздействию то с чудовищами, то с магами, то с принцессами, то с колдуньями. Встреча с искусством тоже может трансформировать человека — если, конечно, он позволит себе погрузиться туда глубоко, как будто отправится в сказочное путешествие. Тем более, способы существования нового, современного искусства весьма выбиваются из обычной, несказочной повседневности.
Участники:

Наташа Юдина
Татьяна Букова
Ксения Беленкова, Денис Маслов, Мара Клови
Interna Mongolio
ТО «Снег в сапогах»
Александр Маркварт, Максим Евстропов
группа буто «Ори-гама»
Аксинья Сарычева
bSICtransit
Вязкий Шараб
Анатолий Ткаченко
Владимир Дударев
Вадим Мещеряков
и другие
Science-art эксперимент «Мозг и Фрактал» (bSICtransit)

Что происходит с человеком, когда он слушает музыку? А если к музыке подключить фрактал? В нашем экспериментальном science-art проекте музыканты управляют развитием фрактала по нескольким каналам. Нейронавт, подключенный к ЭЭГ-оборудованию, слушает импровизацию и смотрит на фрактал, а на другом экране мы видим реакцию его мозга на происходящее. Параметры мозговой активности изменяются, что отображается с помощью изменения цвета. Что именно означают эти процессы, можно будет понять с помощью дальнейших исследований. Эксперимент дает возможность посмотреть на работу мозга человека в процессе восприятия искусства и поучаствовать в научном эксперименте, представленном публично.

Музыка: bSICtransit
Программирование: Анатолий Ткаченко, Никита Яковлев
ЭЭГ и введение: Михаил Залешин
Управление: Валерий Кабрин, Герман Преображенский
Нейронавт: Мария Митренина
Перформанс Надежды Максимовой »Входящие бесплатно»

Из текста автора: Действие разворачивается на теле авторского стихотворения «Молитва несуществующему». Законченное произведение всегда трансформируется в голове зрителя, обретает новые отсылки и связки с актуальным жизненным опытом. Творение обречено жить отдельной жизнью после отчуждения его от автора, который больше не в силах контролировать направление мыслей аудитории. Материализацией опыта бесконтрольного перерождения произведения станет изменение тела вышеназванного стихотворения по ходу чтения. «Входящие бесплатно» — ирония: каждый входящий меняет стабильность и статичность творения, влияет на него, так как единственное место размещения произведения — сознание зрителя.
Фестиваль #3
7 ноября 2015
Темой третьего фестиваля стал «Ритм». Основной формой событий фестиваля была перцептивная сессия, т.е. взаимодействие музыканта, перформера, художника и поэта с целью совместной импровизации.
Участники:

Наташа Юдина
Аксинья Сарычева
Татьяна Букова
Тим Тимов
Кирилл Басалаев
Interna Mongolio и Наталья Климченко
«Сон Кекуле» и Платон Бобылев
bSICtransit
Артем Терсков
Александр Маркварт
Максим Евстропов
«Cекта Феникса» и Мария Сосновская
Вязкий Шараб
«ТриП»
Sine Seawave
и другие
Фестиваль #4
14 декабря 2016
Темой третьего фестиваля стала «Объективность».

Из концепции фестиваля: Плоская онтология толкает субъекта в коллизии разантропологизации: не воспринимать и быть оком созерцающим мир, а выделить в мире для себя место среди вещей, обжиться в нем не как хозяин положения и волящий организм, а как вещь среди вещей.

Спекулятивный реализм дает искусству подлинный шанс на освобождение, поскольку цель не в наблюдении со стороны, а следовательно, не в презентации, то создание опыта искусства имеет целью засечь проступающие зоны присутствия на границе наличия и вовсе не сводимые однозначно к восприятию. Не понятно, воспринимаем мы это или же нет. Увидеть не как закон достаточного основания, а как случайность и контингентность фундируют событие.
Участники:

Лаборатория нового искусства
Митя Главанаков
Александр Цайзер
Аксинья Сарычева
Влад Ридош
Герман Преображенский
bSICtransit
Гена Квитков
«ТриП»
театральный проект «Категория»
и другие
Проект «Спираль времени», перформанс «Апофеоз вещей»

Проект «Спираль времени» предоставит свое слово вещам. Тем самым вещам, которые люди считают своей собственностью и слугами. Ведь они тоже могут нам что-то рассказать о нас. Они имеют на это право. В течении 20 минут наблюдатели смогут услышать диалог вещей — группы одновременно включенных электроприборов, никак между собой не связанных по назначению и «голосу». Эксперимент является попыткой осмысления отношений человека к своим вещам через возможность поставить их на место человека.
Влад Ридош, Аксинья Сарычева, Герман Преображенский, перформанс «Черные тетради»

Музыкант Влад Ридош объединил усилия с томским философом и идеологом нового искусства Германом Преображенским и томской художницей Аксиньей Сарычевой в перформансе-попытке художественного исследования смерти как объекта.
Фестиваль #5
1-3 декабря 2017
Пятый фестиваль стал самым продолжительным и самым богатым на события. Три дня продолжались встречи авангардного музицирования, современных форм стихосложения, перформативные практики, современный экспериментальный театр. Контактная импровизация перемежалась лекциями, а выставочная активность обогатилась мультимедия.
Участники:

Аксинья Сарычева
bSICtransit
«ТриП»
театральный проект «Категория»
Inorganic Blossoming
«Сон Кекуле»
Ungern
Кедро Саунд
Plane Passenger
Sine Seawave
Strangelet Ensemble
группа «Система единиц»
Александр Переселков
Александр Никольский
Екатерина Пушникова/ Анна Бакшаева/ Влад Ридош
АС/ГП/ДГ
журнал Vesalius
Кирилл Показий
Наталья Климченко
проектный театр Maailmanloppu
Марья Гончарова
и другие
Перформанс Екатерины Пушниковой, Анны Бакшаевой и Влада Ридоша «Холст»:
Сон Кекуле «Триптих» (часть 1):
Ungern «Текст без слов» :
Замкнутый коридор

В рамках фестиваля в подвале ЗЦ «Аэлита» была показана инсталляции группы студентов ИИК ТГУ под названием «Замкнутый коридор». Зрителей ожидали яркие коллажи томской художницы Катерины Легушевой (иллюстрации к стихотворениям поэта Артура Барышева), пространство, заполненное афишами, рекламой и новостными сводками, и фигура человека, сделанная из металлолома.

Из описания проекта: «Замкнутый коридор» — это «подвальная зона», которая находится ниже уровня реального мира. Выставка призвана расширить горизонты обыденного восприятия и показать, как энергетика мегаполиса влияет на жизнь одного человека и какое применение он ей находит. Узкий маленький подвал — олицетворение повседневности, в которой мы принимаем множество решений, но часто таких же узких и незначительных, как и она сама.
Ключевая тема выставки: фрагментарность как «болезнь» личности. Этой проблеме посвящены арт-инсталляция и работы, представляющие синтез живописи и поэзии.

Подробнее о проекте можно узнать из каталога.


Участники проекта:


Алина Стукова
Ксения Куцай
Надежда Королева
Денис Васильев
Олеся Худякова
Екатерина Ипатова
Катерина Легушева
Артур Барышев
Фото: Инна Краскова и Андрей Петрук

Герман Преображенский об итогах проекта:

В начале декабря 2017 в Томске прошел уже пятый по счету фестиваль нового искусства. Я начал думать о таком фестивале еще в первый свой приезд в Томск в 2006-2007 годах. Было бы неплохо, как мне казалось, объединить под одной крышей ряд свободных искусств — танец, музыку, поэзию — и запустить некое непрерывное действие на несколько дней. Думал я тогда о летнем времени проведения и большом наплыве гостей, о ярком красочном событии, празднике свободных искусств по большому счету. Тогда, 10 лет назад, эти мысли не стали проектом, а лишь оформились в некую идею и легли под спуд. К продолжению я вернулся уже только в 2013, вдохновленный опытом фестиваля «Конвертер», задуманного и проведенного Ксенией Беленковой в «Аэлите». Здесь я познакомился с яркими представителями сибирского искусства последних лет: Максимом Евстроповым, лабораторией «Сон Кекуле», музыкантами из проекта Sine Seawave и импровизатором Александром Маричевым (Маркварт).

Первоначально я занял позицию наблюдателя и теоретика, мне было важно осмыслить с философской стороны, что происходит в сибирском искусстве, какие формы оно принимает и дать этим формам рациональный теоретический бэкграунд. Так родился цикл моих лекций «Новая философия искусства», в которых я стал впервые пользоваться для описания происходивших событий термином «новое искусство». Мне удалось описать основные механизмы формирования опыта в новом искусстве, сформулировать базовые жанры такого искусства и правила его функционирования, создать канон перцептивной сессии.

Затем, с подачи и при поддержке талантливой журналистки Марии Митрениной, я перешел к организационной фазе работы. На рубеже 2014-2015 гг. был сформирован проект «Фестиваль нового искусства» и в 2015 году проведено три фестиваля по темам и теоретическим канонам такого искусства. Возникло объединение художников и арт-деятелей «Лаборатория нового искусства», ставшее собирательным творческим ядром такого искусства в Томске. В разное время с Лабораторией сотрудничали и участники «Конвертера», и резиденты импровизационного фестиваля «Тезисы» (г. Кемерово), и наиболее передовые художники и музыканты Томска. Нам удалось создать постоянно действующее объединение художников нового искусства, производящее события и двигающее вперед саму концепцию симультанных сессий нового искусства.

В 2016 г. работа фестиваля нового искусства стала ежегодной, перешла в более спокойный и планомерный режим, вместе с тем стали более частыми и концентрированными выходы Лаборатории в публичные пространства Томска и Северска. Мероприятия нового искусства обрели постоянных зрителей, по сути, воспитали свою публику, для которой такое сложное искусство уже не представляло перцептивной проблемы.

Томск имеет сильные стороны именно в тех областях искусства, где есть институциональная база: есть пул вполне приличных художников — благодаря функционированию Института Искусства ТГУ; есть весьма неплохо подготовленные музыканты — благодаря функционированию на планке «выше среднего» музыкального училища им. Эдиссона Денисова. В то же время, из-за отсутствия такого базиса в хореографии и пластических дисциплинах, мы не имеем здесь существенного уровня перформеров, танцоров и театральных деятелей. В этих дисциплинах люди-единицы работают на свой страх и риск, нередко сбиваясь с магистральных путей развития своих дисциплин и откровенно стагнируя. Важен базис!

Второе важно обстоятельство, существенно повлиявшее на развитие нового искусства в Томске, это наличие вполне доступной, инновативной и открытой творческой среды: в городском пространстве фланируют группы студенческой и пост-студенческой активной молодежи; вслед за желанием жить появляются интересные третьи места (клубы, кафе, салоны), в которых возможен обмен правильной чувственностью и стилем, поиск и реализация совместных проектов. Уникальным местом встречи активных молодых людей стала «Аэлита», с одной стороны, благодаря своему расположению в центре города, а с другой, благодаря своей репутации экспериментальной площадки, развернутой в сторону современного искусства, авангардного театра и перформативных искусств.

Желание жить здесь и сейчас, не откладывать на потом интересные проекты, будоражить городскую среду новыми возможностями и пусть в догоняющем и отклоняющемся режиме, но строить и растить новое искусство здесь, на периферии вкуса и художественных ресурсов — такие тренды заложили основы для зарождения и функционирования этого проекта. Итак, фестиваль просуществовал три года, имел потоковую форму, включал в себя весь набор творческих практик современного искусства, собрал множество участников и зрителей. Почему мне пришло в голову закрыть этот проект?

Ответ едва ли будет убедительным для читающих эти строки. Прежде всего усталость организационная трудоемкость проекта для одного человека и как следствие, мой повышенный эмоциональный износ. Не готов продолжать в том же режиме. Вторая причина, современное искусство в провинции обречено на маргинальность и, как следствие, такого рода фестивали не смогут стать по-настоящему городскими событиями, и при этом сохранить свой концептуальный, вкусовой и инновационный уровень. Свою жизнь. Опережая критику скажу, так может быть далеко не всегда и не везде, но здесь и сейчас это реальность. Поэтому, если невозможно двигаться дальше, для меня как для организатора это означает, что не остается мотивации и повторять то, что уже есть. Просто заняв свою нишу. Лаборатория будет работать, пока есть арт-деятели в ней заинтересованные, фестиваль — нет. Безусловно, что-то будет, но что и кто будет делать, мне не понятно. И едва ли это мое дело. Ведь всё конечно, кроме самого времени, поэтому все меняется.
Фото: Павел Рыскаленко, Kislorodmag и другие.

Фестиваль нового искусства #4
Если сравнивать этот фестиваль с тремя предыдущими фестивалями нового искусства, можно обозначить некоторые изменения. Герман Преображенский ушёл от текстопроизводства (на первых лабораториях можно было слышать нечто вроде лекции), голос остался, но он существует вне логоса, он мутировал в сторону рисунка и звука. Рисунок заменяет исчезающие слова, Аксинья Сарычева создаёт его быстрым движением, ярким сконцентрированным штрихом: рисунок есть слово.

Екатерина Старикова

Новое искусство как свобода современного человека (фестиваль нового искусства #2)
Но зрители — они ведь тоже современные люди! Кто они такие? Почему они аплодировали процессу вязания? Почему, когда Ксения Беленкова в перформансе "Весовая категория" бросала им килограммовый кусок теста (!!), они не уворачивались от него, а послушно ловили? Почему они позволяли перформерам брать себя на руки, ставить на стул или в какую-то нелепую позу? Как этим людям удавалось воспринимать одновременно философскую лекцию Германа Преображенского, электронно-акустическую импровизацию Александра Маркварта, танец буто и трансляцию процесса рисования на большой экран? Где у современного человека органы восприятия этого шизофренически-экзистенциального ада?

Мария Митренина

«А чё это было-то?»: как искали новые смыслы на фестивале нового искусства #1
В общем, прав был Хосе Ортега-и-Гассет: новое искусство – далеко не для всех, отсюда и раздражение в массе народа. А жил Хосе сто лет назад. За это время новое искусство не устарело и по-прежнему остается таким же новым, из категории непонятого большинством. А кто дошёл до сути, разгадал смысл в расстановке цветных банок по периметру комнаты, разглядел символические оттенки в яичнице, дегуманистически приготовленной на сцене «Аэлиты» под космические музыкальные переливы – тот, значит, и есть то самое меньшинство, готовое расширять границы собственного понимания.

Полина Щедрина

Божий дар с яичницей. Фестиваль нового искусства #1 прошел в Томске
Ключи, обложки паспортов, ведро и половые тряпки, смартфоны и скотч, ребенок, пластилин, сновидения, стулья, монохромные субъекты, поэзия, философия, музыка, технический сбой — все смешалось в этом потоке, где не всегда было понятно: то ли люди "делают искусство", то ли просто живут в такой странной форме. Многие зрители по привычке пытались определить символическое значение происходящего, но это было все равно, что искать символы в собственной — или соседской — жизни.

Мария Митренина