организаторы: герман преображенский и ГЦСИ-росизо
Поиски новой вещественности
Коллективная выставка молодых томских художников в рамках программы «Родом из Сибири», 14 - 28 декабря 2017, Сибирский филиал ГЦСИ, Томск
Коллективная выставка молодых томских художников «Поиски новой вещественности» прошла в в Сибирском филиале ГЦСИ в декабре 2017 в рамках программы «Родом из Сибири». На выставке были представлены фото, объекты, графика, аудио-инсталляция.
Из анонса выставки: Целью выставки является представить целостный взгляд молодых томских художников на проблему вещи как произведения искусства, как меняется сам статус произведения искусства в современном художественном контексте. Выставка отвечает на вопросы: Как новый поворот к вещественности в молодом томском искусстве сказывается на возможности экспонирования сложных вещных объектов в галерейном пространстве? Каковы зрительские, эстетические и познавательные ресурсы новой вещественности и как художник помогает зрителю осмыслить современное искусство и статус шедевра?
Участники:
Анатолий Долженко
Аксинья Сарычева
Митя Главанаков
Анна Бакшаева
Из концепции выставки: Когда вещь разблокируется искусством — отрывается от своих социально принудительных связей — тогда становится возможным выделить различные слои выставленности и различные модусы перцептивной связи с этой вещью. В дистанции от вещи до объекта располагаются различные предметные модификации, которые определяются именованием, предзнанием состава и обратной стороны вещи, способа функционирования ее, памяти и ассоциативных рядов, связанных с вещью. Поэтому вещь обычно выступает в качестве различных предметностей, лежащих то в одном, то в другом слое, в зависимости от такой связи.

На выставке главным образом представлены разблокированные искусством вещи, поэтому становится проблемой само экспонирование: как не утратить распредмеченный статус вещи и не окутать ее лишним облаком значений. Если есть голая жизнь «самих вещей», то чтобы ее показать, нужно работать не только с пространством галереи, но и с самим экспонированием.

Куратор выставки, Герман Преображенский

Работы

Фотографии на стенах помещения (Анатолий Долженко) — это фото вещей из сгоревшей усадьбы, обуглившихся, потерявших привычные очертания, форму и функционал. Здесь поработала стихия, а не художник, объектом искусства их делает фотография, демонстрирующая определенный авторский, примечающий их странность, взгляд.
Выставленные на подиумах и стеллажах вещи — это сломанные и гибридизированные вещи, созданные художниками Аксиньей Сарычевой и Митей Главанаковым. Эти вещи сложно даже именовать, возможно, вместо именования следует давать описание их происхождения, вместо функционала — состав.

«Скованный прометей», объект 13х6х4 см. Представляет собой помещенную внутрь бетонного параллелепипеда электрическую лампу с подключенным проводом белого цвета. Объект имеет возможность подключения к стандартной электрической сети, при этом лампа работает, свет проникает через небольшие трещины в бетоне и рассеивается, образуя хаотичные тени. Во время работы объект довольно сильно нагревается.
«Трудный хлеб», объект 9х6х7см. Представляет собой вмешанные в бетонный раствор овсяные отруби, раствор затвердел и образовал прямоугольные объект серого цвета с частыми вкраплениями злаков.
Книга «О людях…», объект 14х21х3см. Представляет собой переплет от книги черного цвета с надписью «О людях с чистой совестью. Из истории группы томских заводов», с вклеенными внутрь графическими работами и прямоугольными (в размер страниц) кусками тонкой черной шерстяной ткани. Графические работы (46 шт) созданы с использованием красящего порошка от лазерного принтера, изображение зафиксировано с помощью нагрева. Основа, белая бумага 120 г. см. цвет изображения черный.
Работы Анны Бакшаевой:

Искусство по-новому
Это не просто игра, где мы помещаем в галерею любой объект и он становится произведением, это не просто реди-мейд, который взламывает границы жанра искусства и выставленности. Здесь нас интересует не пограничное состояние восприятия, а градация внутри вкуса, разбор самого восприятия, когда мы ухватываем вещь через описание или, напротив, уходим от него, фиксируем порядки экспонирования и их противоречия. В общем, эта выставка очень отличается от тех выставочных проектов, что мне приходилось делать. И мне она очень нравится, потому что она пластичная, ее можно менять, переставлять, дорабатывать. В том числе и под влиянием происходящего со зрителем.

Интервью с Германом Преображенским

Выставка о выставке: как «новая вещественность» ломает галерею
Метафизика этого проекта хрупка, потому что срабатывает где-то на границе слов, вещей и мышления, с ним сложно обращаться — нужно или совершенное молчание или выверенная многочасовая лекция. А может дело в нас, и я соглашусь с куратором, что «из состояния, в котором находится томское искусство до объектных выставок с широкой постановкой задачи мы еще не дошли. У нас нет такого зрителя, готового со страстью подойти к дезобъективации [снятию контекста рассмотрения] вещественности и сделать из этого задачу своего эстезиса [эстетической установки] это для томского зрителя дело будущего».

Егор Соловьев, kislorodmag

О специфике перформативных практик в развитии сибирского и томского современного искусства
Возвращаясь к молодому томскому искусству я бы хотел, чтобы оно попробовало реализовать такую локализацию, невидимую из глобального контекста. Попыталось ее отстоять. И первая задача в отстаивании локальной идентичности — это отбраковывать мутировавшие в провинции формы большого стиля: что из них является повтором классики, повтором большого искусства, а что является чем-то новым.

Интервью с Германом Преображенским