организатор: Союз художников россии
Регион 70
XX и XXI Областная художественная молодежная выставка, Томский областной художественный музей, сентябрь 2013 и 2015 гг.
Областная молодёжная художественная выставка «Регион 70» продолжает традицию областных выставок, заложенную еще в 1970-х годах. Выставка имеет формат биеннале и призвана показать работы художников Томской области. Выставка не имеет тематических ограничений и кураторской концепции, в 2015 году стала проходить в формате конкурса.
Регион 70 XX
сентябрь 2013
Из каталога выставки: Картины, составляющие основу экспозиции, тематически делятся на два блока: отображение современной жизни и обращение к истории и культуре Томской области. В представленных работах преобладают реалистические тенденции, но, несмотря на это, сюжетно-тематическая картина так и не получила развития. Молодых авторов привлекают эксперименты с техническими средствами и приемами, так соединение нескольких материалов и опыты с фактурой характерны для живописи, графики и фотографии. [...] Новые направления в искусстве по большей части отражены в художественной фотографии Анастасии Белоус и Юлии Рыжовой, а монументальный подход Кирилла Басалаева и его эксперименты с поверхностью расширяют представление о фотоискусстве. График Михаил Сулейманов и живописец Евгений Бухарин пробуют себя в компьютерной графике, которая сочетает в себе традиционные жанры изобразительного искусства и новые технологии. Также в экспозиции представлены: видео-арт, плакат, костюм, искусствоведческие публикации.

Данная выставка демонстрирует молодое искусство Томской области. Большинство произведений отмечены поисками стилистических и тематических решений, но присутствуют и ученические работы. Живопись и графика являются наиболее популярными видами у молодых авторов, это связано, в том числе, со спецификой томского художественного образования. Развитие новых технологий и направлений в искусстве имеет отражение в творчестве
молодых авторов.

Несмотря на все разнообразие представленных работ, можно выделить общие черты творчества молодых художников: возрождение интереса к человеку, как основному герою произведения; отсутствие сюжетно-тематической картины; редкое обращение к остросоциальным темам; сочетание традиционных и новаторских техник.
Фото Нгуен Хай Минь
Участники:

Сергей Авдеев, Алена Александрова, Екатерина Аплетаева, Анна Бакшаева, Юлия Бараулина, Кирилл Басалаев, Мери Батманян, Анастасия Белоус, Галина Березкина, Валерия Бирюлина, Алексей Бовчаров, Евгений Бухарин, Марина Васильева, Юлия Васильченко, Антоний Водзинский, Татьяна Гринчук, Мария Губина, Валерия Гундерина, Евгения Гурьянова, Нина Ерофеева, Надежда Ерошова, Валерия Зуева, Анастасия Иванова, Екатерина Ивановская, Николай Исаев, Татьяна Калашникова, Анна Киланова, Надежда Кирикова, Ксения Кожаханова, Ирина Колоскова, Алексей Кремлев, Ирина Кузнецова. Владимир Липинский, Светлана Липовка, Екатерина Литвинова, Всеволод Майоров, Владимир Маковенко, Мария Маковенко, Евгения Малик, Диана Мартынова, Евгения Мельченко, Марина Мун, Лукия Мурина, Анна Мясникова, Нгуен Хай Минь, Ася Никулина, Алиса Новожилова, Ольга Опёнышева, Сергей Полубоярцев, Алексей Поляков, Марина Пономарева, Ольга Попова, Екатерина Пушникова, Надежда Пырсикова, Евгения Разоренова, Андрей Руссов, Юлия Рыжова, Анна Салосина, Галина Сахарова, Виктория Серебренникова, Ксения Сивакова, Елена Сивкова, Михаил Сулейманов, Артем Терсков, ТО «День», Наталья Труфанова, Сергей Туранов, Денис Уранов, Анастасия Фирсова, Полина Чубарь, Анжелика Шарифуллина, Ольга Шафигулина, Олег Шубин, Полина Шубкина, Артур Шугуров, Наташа Юдина.

Работы Всеволода Майорова и Дмитрия Карнаухова:
«Исследовательская работа №3» Кирилла Басалаева и «Состояние полета» Юлии Рыжовой:
Работы Михаила Сулейманова и Дениса Уранова:

Чтобы увидеть все работы, которые были представлены на выставке, вы можете скачать её каталог в pdf.



Регион 70 XXI
сентябрь 2015
Из каталога выставки: В экспозиции представлены как классические (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство), так и актуальные формы современного искусства (перформанс, видео-мэппинг, инсталляция, уличное и концептуальное искусство), а также искусствоведческие публикации. Художники решают индивидуальные творческие и профессиональные задачи, молодых авторов по-прежнему привлекает эксперимент с техническими средствами и приемами.

Реализм, заключающийся как в методе познания и отражения действительности, так и в способе трансляции идей, является преобладающим направлением молодого искусства. Бесконфликтное сосуществование классических и актуальных форм в одном пространстве говорит о новом этапе в развитии современного искусства региона, о периоде стилистических перемен, экспериментов, смешения и слияния различных стилей и направлений.

При этом для молодых художников характерен поиск нового стиля и возрождение интереса к «большой» не только по форме, но и по содержанию станковой картине. Во многих произведениях видно стремление к монументальности и крупноформатности. В традиционных
видах искусств – живописи и графике – получили распространение такие формы, как триптихи, циклы картин, а также многочастные композиции.

Лукия Мурина
Фото Ярослава Бушова
О молодых художниках Томска: Актив томской художественной молодежи широко известен за пределами томской области. Среди них наиболее заметны такие художники как Николай Исаев, Лукия Мурина, Галина Березкина, Наташа Юдина, Владимир Липинский, Артем Терсков, Светлана Метсо, Всеволод Майоров. В представленных на выставке работах художники очертили и выверили свой авторский спектр приемов, тематические предпочтения, взгляд на современный мир. К сожалению, на выставке не представлены работы таких интересных молодых томских художников как Мария и Владимир Маковенко, Алексей Поляков и Евгений Бухарин. Отсутствие этих имен симптоматично, и, на мой взгляд, свидетельствует о дискретности молодежного творческого сообщества Томска и трудностях укоренения молодежи в художественной среде Томска. [...]

Немногочисленно, но достаточно убедительно предстало на выставке контемпорари арт. Так, гвоздем выставки, сосредоточившим на себе внимание журналистов и общественности, стал «Триипостасный свитер» актуального художника Наташи Юдиной. По-томски неспешно и неагрессивно прошло действо нового для Сибири жанра site specific «На поверхности лаборатории «Перформансы в публичных пространствах» Ксении Беленковой.

...характерная особенность, объединяющая творчество молодых художников – это стремление к поиску, осознанию и воплощению в своих работах собственных представлений о нормальности, как в эстетическом, так и в этическом отношении. Реалистические образы как бы сами собой становятся иллюстрацией представлений художника о нормальном мире. Но, удивительно, что эти же особенности можно отметить в нереалистическом искусстве и контемпорари арт. Так, работа Кирилла Басалаева «132 К 115», выполненная в направлении абстрактный экспрессионизм, являет собой классический образец этого постмодернистского и не очень привычного для сибирского искусства художественного направления. Формат, энергия цвета, взаимоотношения динамики и статики в композиции, фактурность мазка – все выверено и гармонично. Художник цеха актуального искусства Наташа Юдина отмечается в своей «нормальности» путем «исторической реконструкции» процесса работы над своим произведением: экспозицию ее «Триипостасного свитера» сопровождает видео, где автор в образе русской рукодельницы конца XIX века, в солопе и платке, на балконе украшенного резьбой томского купеческого дома вяжет на метровых спицах свои длинные полотнища. Копию с обыденного поведения посетителей музея сняли участники лаборатории Ксении Беленковой, которые сидят, стоят, ходят по музейной лестнице. Посетитель, попадающий в пространство этого действа не сразу понимает, что вторгся в развивающийся у него на глазах перфоманс. Приметой перфоманса стал один из его участников, ползающий по лестнице на животе. Именно его поведение, не укладывающееся в общие представления о движении на лестнице, еще больше оттеняло обыденность действий остальных участников и явилось жанровым маркером site specific. (Полностью статью можно прочесть в каталоге выставки)

Наталья Попова
Фото Павла Рыскаленко
Участники:

Сергей Авдеев, Мария Аникина, Анастасия Базарова, Анна Бакшаева, Кирилл Басалаев, Мери Батманян, Ксения Беленкова, Анастасия Белоус, Галина Березкина, Айгуль Биктагирова, Анжелика Булатова, Ярослав Бушов, Татьяна Гринчук, Татьяна Гончарова, Валерия Гундерина, Евгения Гурьянова, Дарья Ельцова, Надежда Ершова, Олеся Заика, Екатерина Ивановская, Николай Исаев, Татьяна Калашникова, Дмитрий Карнаухов, Анна Киланова, Ирина Кузнецова, Анастасия Куклина, Владимир Липинский, Всеволод Майоров, Наталья Макаркина, Евгения Малик, Илья Маломощенко, Евгения Мельченко, Светлана Метсо, Лукия Мурина, Анна Мясникова, Марина Пономарева, Ольга Попова, Екатерина Пушникова, Алина Рубен, Юлия Рыжова, Злата Сак, Аксинья Сарычева, Саша Обычный, Галина Сахарова, Ксения Сивакова, Инна Стурова, Артем Терсков, Валерия Трофимова, Ольга Хруснова, Екатерина Чекрыгина, Роман Чупин, Олег Шубин, Полина Щедрина, Наташа Юдина.
Работы Всеволода Майорова и Светланы Метсо:
Работы Екатерины Пышниковой, Аксиньи Сарычевой, Галины Березкиной и Инны Стуровой:
Работа Кирилла Басалаева:
Работа Ильи Маломощенко:
«Портрет Трояна» Владимира Липинского:
«Триипостасный свитер» Наташи Юдиной:
Ксения Беленкова и лаборатория «Перформансы в публичных пространствах»
SITE SPECIFIC «НА ПОВЕРХНОСТИ» (Фото Сергея Горбачева, Марии Аникиной и Ярослава Бушова):
«Двери восприятия», аудиовизуальная видео-мэппинг инсталляция Саши Обычного:

Чтобы увидеть все работы, которые были представлены на выставке, вы можете скачать её каталог в pdf.



Как организовать выставку в провинциальном городе
Итак, суть перформанса была в познании и прочтении при помощи тела пространства музея, точнее главной лестницы, по которой проходили посетители во время открытия выставки. Это было достаточно эстетично и ритмично; непонятно и спорно — но это нормально для произведений современного искусства. Но все эти действия вызвали ряд проблем, от бытовых — отказ уборщицы мыть окна после работы перформеров; до идейных — непонимание со стороны директора музея и представителей департамента, что перформанс это такое же произведение искусства как живопись или графика, со своим творческим замыслом. Представление о перформансе как о чем-то опасном, непременно скандальном и провокационном, стало угрозой закрытия выставки.


Лукия Мурина на syg.ma