О проекте Елены Демидовой «Реконструкция памяти»: В резиденции художник Елена Демидова работала над проектом «Реконструкция памяти» – это серия бетонных объектов, на которых закреплены фрагменты из пепла сгоревших журнальных страниц. На открытии выставки в Барнауле также состоялся перфоманс художницы «Тексты и камни». Перформанс был похож на кулинарное шоу: художница лепила «пироги» из бетона, начинкой для которых служили газетные вырезки, принесенные зрителями.
Елена Демидова: «Я планировала на месте собрать большое количество журналов у местных жителей, надеялась, что круг их интересов отразится в тематике периодических изданий, которые они мне передадут, но оказалось, что в деревне лишних журналов почти нет – их или сдали на мукулатуру или же сожгли. Мне удалось собрать несколько журналов и все иллюстрации и интересные статьи для работы над объектами были на перечет. Вместе с местными жителями Николаями мы сжигали лист за листом, чтобы получить интересные композиции и текстовые сочетания, и это пристальное внимание к каждому листу дало свои особенные плоды – каждый лист был уникальным и каждый образ напечатанный проходя через огонь преобретал новую трактовку.
Мы терпеливо сжигали изображения предметов общества потребления: духи, машины, вещи, с трепетом портреты детей, ветеранов, депутатов… и каждый раз удивляясь, как иронично подобрались иллюстрации в этой небольшой стопке. Невозможно было нас упрекнуть в специальном подборе изображений, случайность сработала за нас. Мы уничтожали и одновременно создавали новое изображение, огонь как наш соавтор проходя своей горячей полосой менял изображение иногда до неузнаваемости, какие-то изображения сгорали полностью, оставляя только белую или черную пустоту после себя, какие-то рассыпались, какие-то искажались до изменения геометрии, меняя очертания предметов и лиц.
Пепел сохранился не весь – выжили только изображения старинных портретов, ветеранов, с приклеившимися к ним цитатами из свежих модных журналов, иллюстрации иконоподобных образов, образы и тексты вокруг государства российского. Все это мы сохранили на бетоне, я собрала коллажи навеяные духом сростенским и созданными совместно с местными жителями – их руками. В фокусе внимания оказалось настоящее, повседневное, характеризующее пространство и людей».