Кураторы: Константин Скотников, Филипп Крикунов
Из описания проекта: Получив приглашение участвовать в выставке под названием, выраженным наречием «трудно», возможно, в представлении художника — нашего современного художника, оснащенного иронией и самоиронией, сарказмом и скепсисом, пофигизмом и похуизмом, прострацией и прокрастинацией, агрессией и парессией, — может возникнуть простая шуточная реакция: «Неудобно (трудно) спать на потолке — одеяло падает!»
Достойный ответ остроумного креатора недоуменному куратору! Убедительность подобного ответа основана на утвердившейся в обществе системе приоритетов, которая в сознании нашего современника девальвирует труд и отдает предпочтение — ревальвирует — отдых! Все бы так, но это обывательское представление о положении дел, распространенное широко и глубоко, постоянно подвергается нешуточным испытаниям, поскольку почти каждый, не находящийся, как ребенок, под чьим-то высшим покровительством, так или иначе, вынужден ежедневно трудиться, работать и зарабатывать, — работать в сознании нежелательности этой самой работы. Таким образом, напрашивается идея о необходимости как-то решить эту проблему, как-то снять это противоречие!
Как? Прежде всего, кажется, что хорошо бы, и в самом деле, отшутиться! Да, шутить, пошутить, посмеяться и посмеяться, прежде всего, над собой хорошо, но, все же, как-то недостаточно! Осадочек остается, остается куча мусора из так и не решенных проблем! Возможно, художник и не должен решать все эти социальные проблемы, но обратить на них внимание и использовать как материал, стимул и условие для творчества — это вполне уместно и перспективно! Из проблем, связанных с трудом и трудностями для художника вырисовывается как самая большая и важная, а именно: как возможно — и как же трудно — в современном мире быть и стать художником, как трудно постоянно находить в себе источник вдохновения и созидания, передавать зрителю свою художественную информацию и ожидать адекватной компенсации за дела духа своего и рук своих! Таким образом, при всем скепсисе по отношению к отчужденному труду трудно, да и не нужно, и невозможно, столь же скептически относиться к своему творческому труду — к креации своего духа!
Отсюда двоякий характер выставки «Трудно»: с одной стороны, мы продолжаем шутить по поводу отчуждённого труда и себя в нем, с другой стороны, мы всё же надеемся доискаться и договориться до истинного и искреннего понимания своего отношения к труду и трудностям
Константин Скотников