организатор: площадь мира
Выставка художников, которые понравились Сане Закирову и Оксане Будулак этой зимой
Выставка молодых красноярских художников, 20 февраля 2020 - 29 марта 2020, музейный центр «Площадь Мира»
Коллективная выставка молодых художников из сибирских городов, для которой два куратора музея – Оксана Будулак и Александр Закиров – специально не стали придумывать дополнительных искусствоведческих комментариев. Выставка является продолжением работы музея с молодыми художниками – образовательных проектов, ежегодной Сибирской лаборатории молодого искусства, участия в биеннале и много другого. За 2019 год кураторы накопили готовые к показу на музейном уровне проекты сразу 7 авторов.
Художники:
Андрей Павлов
Иван Титенок
Ангелина Ткаченко
Алина Долбилина
D3Mark0
lilgoshchik
Марина Истомина

Кураторы: Оксана Будулак, Александр Закиров

Куратор-консультант: Елена Аносова
Дисплэй: Анастасия Безвершук
Дизайн текстов: Злата Светличная
Фотографии монтажа выставки:
Из описания проекта: Иногда кажется, что нового искусства нет вовсе. Не в том смысле, что все старое, а напротив — где новое? [...] Эта выставка будет без искусствоведческого комментария намерено. Мы не хотим путать зрителя в дебрях кураторских интерпретаций —каждый сам решит, что видит, что нравится. Вот пример, почему это интересно и классно: в искусствознании был такой ученый Борис Виппер. Он учил многому, но самым интересным было знание как атрибутировать работу. Виппер учил: то чувство, ощущение, сгусток эмоций, который первым приходит при взгляде на работу, и есть самый истинный. Иррациональный опыт вернее рационального. Так советские историки искусства определяли Рафаэль это, например, или подделка (потом уже появился углеродный анализ).

У выставки до этого было два названия — «Искусство серьезно», потом «Бесконечное деление». Потому что сначала хотелось какое-то эффектное и серьезное, про суть, а потом и вовсе в традиции кураторской практики — абстрактное и философское. В процессе стало очевидно: искусственное обобщение не добавляло радости и смысла, а главное было одно — уверенность в идеях и новизне этих работ.
Работы:
Андрей Павлов, «Не дай себе потерять себя»
персональная выставка
Саня Закиров: Андрей Павлов понравился мне своей небоязнью огромных форматов и готовностью рассказать миллионам незнакомых зрителей о своей неудачной первой любви и походах к психологу. Ну и плакат с «сукой» ― это, конечно, мама не горюй.

Оксана Будулак: Сначала мне казалось, что проект Андрея это такой очень личный и откровенный рассказ о том, как стать художником. Потому и форма персональной выставки выглядит очень логичной. Позже мы узнали, что это не просто эволюция из нехудожника в художника, а поэтичная история о жизни художника, которую можно проследить в искусстве. Я давно такого не встречала, всё в основном про политику, проблемы в обществе и т.п. Мне близок этот проект и нравится его душевность.

Иван Титенок, «Протест как приём»
инсталляция, гофрокартон, маркеры, фото
От автора: В ноябре девятнадцатого года я придумал проект с неординарным названием «Одиночный пикет». В него входят пять работ, ― это картонные таблички с надписями маркером или чёрным колером плюс фото, на которых я стою с табличками на улицах Красноярска и Иркутска. А теперь я решил устроить «митинг», в котором предлагаю вам поучаствовать. Где-то рядом должен быть стол с маркерами, бумагой и подробной инструкцией. Там вы можете сделать свой плакат, сфотографироваться и стать частью «протестующих».

В 2019 году одиночных пикетов было настолько много, что люди перестали относиться к ним серьёзно. Восприятие притупилось и автоматизировалось. Очередной человек с плакатом на улице не вызывает эмоций. В то же время, пикет — одна из классических (и пока ещё легальных в России) форм публичного самовыражения. Жаль терять такой инструмент. Но что делать, если искренность стала скучной, а политическое высказывание обесценилось? Вариантов много. Один из них ― создать дефицит искренности ― заполнить всё плакатами с абсурдным, заумным, эксгибиционистским или каким угодно неполитическим содержанием. В конце концов, людям надоест бессмысленность, и они захотят хотя бы небольшой искренности. В этот день пикет вновь обретет силу.

Оксана Будулак: Иван пришел первым на первую Пушку в сквер ― наш независимый «рынок искусства» с графикой, а потом начал приносить смешные и смелые пародии на иллюстрации в «Нью-Йоркере», известную картину Курбе. На лаборатории во время биеннале он делал перформанс и как следует заставил меня побегать между директорами и инженерами БКЗ и музея. Но у него всегда всё получалось, и его смелость и решительность подкупала.

После того как он прыгнул в пустоту из окна вместе с Закировым и ещё одним художником, он начал серию своих мнимых пикетов о бытовых проблемах, страхах и наблюдениях. Даже съездил в Иркутск. Его упорство, откровенность, абсурд и острое желание высказаться публично мне напомнили лесные лозунги «Коллективных действий» и «ТОТАРТа» и городские акции Юрия Альберта. Хотя Иван и не знал про них, и сравнивал себя только с «Монстрацией». Позже в разговоре мы пришли к тому, что здесь скорее про экзистенциальные потребности художника-гражданина, чем шутка-минутка на злобу дня. Мы с Сашей очень хотели показать эту серию, и когда Иван предложил интерактивный «митинг» из посетителей, то мы сразу поняли, что не ошиблись и будет круто.
Ангелина Ткаченко, DOPE
серия из 8 работ, медиаинсталляция
фанера, акрил, маркеры
От автора: Идеей серии стало современное общество, зависимое от соцсетей. Погоня за трендами, признанием в виде лайков — отличный способ без труда получить иллюзию одобрения. В моём понимании лайк — это наркотик, он приносит недолгое счастье и зависимость. Ложные образы «идеальной жизни», скрытой под фильтрами, — это просто ярмарка тщеславия. В «Инстаграме» достаточно верно выбрать ракурс, исключить всё ненужное из кадра, поставить мудрую подпись и всё — ты красивый и успешный, тебя все любят. [...] Мы живём в мире, переполненном информацией, от чего появилась остросоциальная проблема подмены понятий. Значимыми людьми становятся те, кто набрал наибольший рейтинг в социальных сетях. Поэтому для меня важно донести и до зрителя, и до себя самой, что мы слишком много времени тратим на бесполезные вещи, и возносим на пьедестал не тех «великих».
Марина Истомина, «Крыша»
фото, архивные документы
Усть-Кут — Москва
Репортаж с выставки:
Материалы предоставлены Оксаной Будулак.