организатор: самоорганизация
Галерея LOCUS
Галерея современного искусства, расположенная на базе культурного пространства FLAT, ул. Карла Маркса 23А, Томск
LOCUS — галерея современного искусства, которая располагалась в культурном пространстве FLAT. Основным направлением работы галереи было сотрудничество с молодыми сибирскими художниками. Галерея работала с мая 2019 до начала 2021 года.
Из описания галереи: Помимо экспозиционной деятельности и продажи произведений современного искусства галерея выполняла просветительскую функцию, организуя лекции, встречи и кинопоказы, в галерее также работала студия набросков Екатерины Легушевой, проводились встречи ридинг-группы.

Куратор: Валерия Новицкая
FAT OVERLOAD, персональная выставка красноярского художника Андрея Шмалия (Азбуниак)
17 мая - 7 июня 2019
Из описания выставки: Этюды Андрея крайне живописны, фактурны. Избыточные женские формы написаны широкими грубыми мазками. Героини Азбуниака демонстрируют богатство женского тела, броское, смелое, при этом невозмутимое. Художник утверждает, что в своей работе преследует спонтанность и импровизацию. «Импровизировать — это как падать в яму, красиво цепляясь за ветки. При этом надеешься не разбиться в конце». На выставке «FAT OVERLOAD: осмысляя телесность» была представлена серия малоформатных этюдов темперой, а также несколько работ, выполненных аэрозолью.

Афиша выставки
Тизер выставки:
«Присутствие», персональная выставка Эркина Сулайманова
21 июня - 5 июля 2019
Из описания выставки: В экспозиции представлены первые попытки фотографа исследовать прямое взаимодействие человека с окружающей действительностью. По мнению автора, современный человек все чаще заменяет объективную реальность виртуальной.
"Порой, мы начинаем забывать, каков мир на ощупь. Фотография в моём исполнении - это попытка сократить дистанцию между человеком и действительностью".

Попавшие в объектив камеры модели изображены в состоянии физической реакции на среду. Слушая телом, они исследуют окружающее тактильно, становятся частью пространства, одним из его неразрывно связанных элементов.

Выставка демонстрирует альтернативные интерпретации прикосновения к действительности по сравнению с привычными и предлагает каждому обратить свежий взгляд на тело в пространстве.

Музыкальным сопровождением вернисажа займутся новобирские музыканты presidiomodelo. Они прислали специальный микс и обещают погрузить вас в иммерсивные миры психоактивной музыки. Их протяжные полотна эмбиента собраны из синтезаторных гудений и полевых записей природы, сэмплов бессловесных голосов и шаманских барабанов. Под этот низкочастотный музыкальный гул Ксения Беленкова, Мара Клови и Денис Маслов воспроизвели перформанс под названием «Объект».

Афиша выставки
«Ты меня не забудешь», персональная выставка Алеси Баламутиной
19 июля - 8 августа 2019
Из описания выставки: Балаклава – символ перевоплощения. Когда человек скрывает внешность – наделяет себя дополнительной силой и властью. Будь кем угодно и примеряй на себя роли. Это отрицание прямого совпадения с самим собой.

Основной медиум проекта – армейские балаклавы, которые художница превращает в карнавальные маски. Чувства, вызванные милитаризированным аксессуаром уходят на второй план, и зарождается иная гамма эмоций. Так происходит наслоение смыслов или ловкая подмена. Объект, который изначально нёс отрицательную семантику, настораживал и пугал, становится притягательным и не вызывает неприятия. Маска – символ радости изменения и веселое отрицание тождества и однозначности.

Алеся считает, что балаклавы дают шанс скрыть личность. «Я» – исчезает, а единственное, что остается открытым и читаемым – глаза. Прямой зрительный контакт и провокационный нарратив надписи сливаются в символ и подчёркивают главную мысль: «Ты меня не забудешь».

Афиша выставки
Каталог выставки
«Ты меня не забудешь», персональная выставка новосибирской художницы Алеси Баламутиной
«Юность24», персональная выставка Валерии Тыняной
30 августа - 30 сентября 2019
Из описания выставки: Данная экспозиция — результат художественного осмысления процесса взросления, преломленного через локальную постсоветскую культуру. Лера выросла в религиозной семье и разочаровалась в христианской догматике, но не утратила сакрального чувства. В картинах это ощущение воплощается через элементы иконографии, которую художница использует в кощунственных, на первый взгляд, сюжетах. На холстах изображается полиция с крыльями ангелов, пацаны в татуировках с нимбами и предметы быта в православном золоте. В смешении форм и мирского и духовного нет цели эпатировать аудиторию — художница стремится переосмыслить источник сакрального и божественного.

По ее версии святость заключается в процессе жизни и повседневном окружении, в близких и родных людях вне зависимости от их внешнего вида и социальной роли. Если перенести фокус с отстраненных образов прошлого на реалии, то это становится очевидно.

«Я предлагаю искать божественное в людях, которые нас окружают: как в художниках, так и в пацанах с района».

В основе художественного метода Леры лежит постановка смысловых и композиционных акцентов при помощи золотого цвета и ахроматической колористики. Художница сосредотачивает внимание на том, что заключает в окружность нимба. Черный и белый цвета воплощают бытие и небытие, между ними – серый. На языке символов этот цвет представляет собой смешение добра и зла, порождая двусмысленность, неясности и пустоту. Золотой цвет – не только декорация, но и смысловая точка, которая углубляет композицию, и отсылает к присутствию божественности и ирреальности происходящего.

Афиша выставки
Тизер выставки:
«Проблема налицо», персональная выставка Алексея Герасимова
19 - 27 октября 2019
Из описания выставки: Алексей Герасимов, также известный как Джазендапус — молодой художник, автор комиксов «Горилла Френсис», «Хальмстад» и «Гоэтия». Его новый проект «Проблема налицо» посвящён глубоким переживаниям его друзей и знакомых. С портретами героев соседствует причудливый леттеринг, выражающий их самые большие тревоги, неудовлетворенность, страх перед будущим.

Алексей хотел показать, что, несмотря на то, что мы все уникальны, большинство наших проблем уникальности не имеют. А ещё напомнить, как важно коммуницировать с окружающими и не замыкаться в себе. Комикс-критик Максим Трудов о проекте: «Эти работы — про то, что все мы — одна душа, проживающая разные роли».

Кураторы: Саша Цайзер, Сергей Потапов (ДРКШ)

Афиша выставки
«Сибирская жуть», коллективная выставка сибирских художников
1 ноября 2019
Из описания выставки: Данная выставка — это исследование, которое посвящено взаимодействию с потусторонним, пугающим и мистическим. В её основе лежит принцип нарративности, так как за каждой работой стоит конкретная история. Подход и медиумы различаются: одни художники развивают концепты сибирских хтонических сил, другие обращаются к городским легендам, а третьи и вовсе создают семейные мифологемы. На вернисаже возможны ритуалы и перформансы.

Участники: Софья Танага, Семён Борисенко, Евгений Каверзин, Вадим Люк, Олег Дитз, Екатерина Атаманова, Группа 18:22 — Аксинья и Вероника Сарычевы, Филипп Кучеренко, Валерия Тыняная, Крепкий Палец, AZBNK, Александра Каленская, Митя Главанков, Женя Иль, Алексей Акимов, Саша Цайзер, Маргарита Котельникова.

Афиша выставки
Я боюсь этих людей
Короткое видеоэссе на тему ужаса из материала, найденного на просторах проекта Яндекс.Район.

Идея, арт-дирекция, съёмка: Саша Цайзер
Монтаж, работа со звуком: Иван Чеботарёв
Воззвание к томскому червю
«томский червь это местная сущность, средний чёрт, козёл отпущения. по версиям свидетелей, томский червь мог быть ответственным за пермское вымирание, обвал купола томского собора, был покровителем тех томских трущоб и убийцей сергея вицмана. проседающие набережные, уходящие под поверхность троллейбусы, заброшенные котельные и подвальные галереи - он под всеми нами, неузнанный серый кардинал.
мы хотим чтобы скрытые силы стали явными и чтобы началась наконец доверительная и прозрачная игра и работа. публикуем первое видеовоззвание к томскому червю».

Звук, монтаж: Митя Главанаков
Камера: Оля Золотарёва

Мистика красноярских ливневок и клещмедь: страшные истории Красноярска
В Хэллоуин красноярские художники отправились в Томск на выставку «Сибирская жуть», чтобы рассказать мистические истории нашего города. Собрали для вас самые страшные.
Вероника Головчиц для Культара24.рф

«Энтропия», персональная выставка Филиппа Кучеренко
14 декабря 2019 - 26 января 2020
Из описания выставки: Филипп использует технику коллажа, чтобы отразить современные информационные процессы в культуре: ускорение потребления без переваривания, шум медиа и стирание границ. «Я изучаю наслоение культур друг на друга: их взаимопроникновение и взаимовлияние, а также то, как во всем этом изменяется личность. То, что мы думаем о мире сегодня. То, кем мы становимся завтра» — отмечает автор.

Афиша выставки

Искусство — это тонкая грань. Художник, как канатоходец, варьирует между двумя берегами — плохо и хорошо.
Коллаж — это сочетаемое несочетаемого. Ты можешь взять какой-нибудь Cosmopolitan и совместить его со старой, старой книжкой, и это будет выглядеть органично. Но всегда имеется внутренний процесс именно в голове. Потому что просто так не будешь строить. Например, если рандомно наклеить десять квадратиков, то в этом не будет ничего художественного. Есть позыв, которому ты явно следуешь в своей голове при создании композиции.

Интервью с Филиппом Кучеренко
Архивная копия

«Теплушка», персональная выставка Янины Болдыревой
31 января - 26 февраля 2020
Из описания выставки: «Теплушка» отсылает к истории Сибири и представляет регион как место выживания, ссылки и становления человеческого духа.

В рамках экспозиции будут представлены фотографии, на которых изображаются новосибирские улицы, прилавки и люди, а также иллюстрации, выполненные в монохромной гамме с вкраплением ярко алого цвета. Привычный мир в работах автора инвертируется и отражается под иным углом. В проекте нет общего нарратива, только мотив странствия по страшному миру сибирского зазеркалья.

«Это путешествие внутрь тёмного леса, солдатский сон в окопе, дневник экзистенциального выживания и хроника борьбы с абсурдом», — отмечает художница.

Афиша выставки

Теплушка
Персональная выставка и презентация книги Янины Болдыревой

Выставка набросков студии Юстины Портновой
13-29 марта 2020
Из описания выставки: В рамках экспозиции представлены наброски, сделанные учениками студии Юстины Портновой за последние несколько месяцев.
Студия существует с осени 2019 года, каждое воскресенье ребята встречаются, чтобы научиться координировать работу глаза и руки, анатомически грамотно передавать движения и пропорции человеческого тела. Все работы были выполнены с живой натуры, поскольку это самый верный способ научиться правильному изображению формы, перекладывая зрительные впечатления на бумагу.

Афиша выставки
Материалы предоставлены Валерией Новицкой. Фото: Насти Антиповой, Tension, Кирилл Пелевин, Таисия Щелканова, Соня Светашова, Паша Фишай, Анастасия Брыснёва, Ирина Шик.

Эпоха новой искренности
— Чаще всего у нас проходят персональные выставки. Это обусловлено размером галереи. Всего четыре стены, в которую сложно уместить групповую выставку. Логично, что формат обусловлен проектом художника. А вот то, как я выбираю тех, кто выставляется — это уже немного другой разговор. Я стараюсь постоянно мониторить, отслеживать, ездить на различные события. Смотрю, знакомлюсь, переписываюсь, поэтому я примерно понимаю, кто здесь чем занимается. И если меня кто-то заинтересовал, то пишу им сама и договариваюсь.

Интервью Валерии Новицкой
Архивная копия