организатор: Сибирский филиал ГЦСИ
На всём белом
Персональная выставка Янины Болдыревой в рамках программы «Родом из Сибири», 12 апреля - 3 мая 2018, Сибирский филиал ГЦСИ, Томск
Персональная выставка новосибирской художницы Янины Болдыревой «На всём белом» прошла в в Сибирском филиале ГЦСИ 12 апреля – 3 мая 2018 в рамках программы «Родом из Сибири».
Янина Болдырева о проекте: Маршрут, который мы проделываем по какой-либо местности, обычно строится на значимых для нас пунктах. Это дома, в которых мы бываем, интересные нам объекты, функциональные постройки, например, остановки общественного транспорта. Принцип запоминания строится похожим образом: есть якорные события, какие-то точки, образы, записи, благодаря которым мы можем вспомнить то, что находится вокруг них. Этот проект выстраивает такой механизм работы памяти, посредством фотографии пейзажа и натюрморта, вынося на передний план то, на что обычно мы не обращаем внимания. Безликие спальные районы, мусор, случайные предметы, заброшенные территории и брошенные вещи. Всё это составляет своеобразную карту социальной жизни. Как археолог по раскопкам определяет, что делали люди в тот или иной период, так и я стараюсь понять, как ведёт себя общество через случайные и маловажные на первый взгляд проявления .
Общий вид экспозиции
Работы:
Янина Болдырева о проекте: Проект состоит из двух видов снимков: пейзажной фотографии и натюрморта (инсталляции). Изображения чередуются одно за другим, словно сон и явь, они влияют одно на другое, являются продолжением друг друга, и таким образом создавают определённое визуальное впечатление — расширение границ реальности и условности.

Я рассматриваю городской пейзаж, как археологические раскопки, культурный пласт, где по тем или иным останкам можно понять, что происходило с людьми в разное время. Фотографии также можно интерпретировать как некие декорации к социальной жизни, которые сообщают о том, что, возможно, разыгрывается на её сцене. Если пейзаж — это декорации, то инсталляции в проекте — это застывшее действие, вынесенное за скобки пейзажной фотографии, продолжение той абсурдной еле теплящейся жизни, которую я фиксирую в документальной части проекта. После археологии и театра в проекте важной составляющей является тема сна. Для меня заснеженные безлюдные пейзажи — это метафора спящего общества, бездействия, поэтому на снимках именно спальные районы. В инсталляциях я тоже использую гипсовые слепки, как образ спящих людей, и сами инсталляции собраны по принципу сновидений, они иррациональны, но состоят из уже знакомых вещей, между ними можно обнаружить ассоциативные связи и отсылки к реальности. Я думаю, проект является одновременно и сентиментальным, и критически отстранённым, что обеспечивает разные визуальные входы в него и возможность для различных интерпретаций.


Мёртвый пейзаж России
«На всём белом» – это игра с метафорами и стереотипами о жизни в Сибири. Проект не критический, он демонстрирует реальность, в которой мы живем. Заостряя внимание на эстетике и романтизируя реальность, художник выступает как свидетель современности. Здесь можно вспомнить еще одного сибирского художника, работающего с местным контекстом и «белым на белом» Наташу Юдину и её «Ленина в зимнем уборе». Выставка предельно стильная, выдержанная, можно сказать рафинированная. И кажется, что искусство экспозиции это самоцель, а объекты выставки существуют только благодаря контексту. Выставка сама предстает как объект исследования и рассказывает не столько об авторе и о его методе, сколько пытается определить место художника в современном искусстве.

Лукия Мурина