организаторы: ГЦСИ-РОСИЗО и студия «дружба»
Вверх! Наедине с миром
Выставка авторов студии «Дружба» (Томская региональная общественная организация родителей и опекунов инвалидов детства), 15 марта - 8 апреля 2018, Сибирский филиал ГЦСИ, Томск
Коллективная выставка участников художественной студии «Дружба» представила работы, выполненые авторами с особенностями развития на базе уроков изобразительного искусства совместно с преподавателями студии.
Диана Мартынова (волонтер и преподаватель студии): Предметным искусство сделало человечество, но цвет и фактура могут существовать сами по себе, они сложны и многообразны. Это мы пытались отразить в работах — отношение к миру, как к сложному объекту, без сдерживающих факторов предметности в рисовании. Особенные авторы создают особенный художественный мир, взглянуть на который можно через их работы. Это мир света, цвета и выразительной абстракции.
Участники:
Эльнара Ашрафова
Александр Воронин
Сергей Гилёв
Кристина Захарина
Семен Катышев
Алёна Лазовская
Сергей Пыжик
Евгений Поздеев
Алексей Шабанов
Наталья Шахмайкина

Преподаватели:

Диана Мартынова
Екатерина Гончарова

Кураторы:
Герман Преображенский
Диана Мартынова
Герман Преображенский о выставке: Вспомните, сколько раз в жизни вы тренировали или хотя бы задумывались о том, чтобы тренировать взгляд на произведение, который смотрит (и чувствует) не идею и смысл или ловит высказывание, а смотрит мимо идеи и формы на материю и на вещность произведения? Уверен, что такого восприятия и таких ситуаций было немного, а если они и были, то они легко отбраковывались самим взглядом как ненужные, случайные, бесполезные. В то время как доконцептуальная перцепция является основным условием работы в искусстве и с искусством, становится основным ресурсом для переформатирования и самой способности чуствовать и для обнаружения новых границ искусства, казалось бы там, где мы вообще не ощущаем проблемы: арт-брют, наивное или аутсайдерское искусство.

В нашей выставке и в случае наших авторов мы видим четкую взаимосвязь между моторностью творчества, застреванием в материале, сопротивлением материала, и явленностью материала в эстезисе — как зрительском, так и в креативном. Смещение акцента на материал, на hyle, на перцепцию, которая ловит не форму и смысл, а сырой материальный субстрат в искусстве — важное послание этой выставки.
При этом это послание материально, оно не собирается ни в какую конкретную форму (анализ композиции, специфические приемы рисующих, жанровость или стилистическая определенность работ), ни в высказывание или сообщение (концепция выставки и подбора работ, выстраивает их в некую последовательность), которое нужно вначале заложить в экспозицию или проект в целом, а затем нужно считать — это вообще выглядело бы глупо.

Даже сама развеска работ, как катящиеся валуны, как не собранные до конца и постоянно саморазрущающиеся ассамбляжи, как наезжающие друг на друга и демонстрирующие силы отката и напряжения соседства, разнородных в материальном плане произведения — все это не для того, чтобы быть считанным, это перцептивная нагрузка экспозиции, которая и не должна считываться как композиционное задание. Еще раз, видеть вещь, а не высказывание, смотреть в вещи не на форму, а на материю, на субстрат, не думать, но чувствовать его сопротивление и бессмысленность, беспечность и концептуальную пустоту — важно для этой выставки.
Участники выставки за работой и со своими произведениями:
Некоторые работы:

Наедине с миром [вещей]
Важно и то, что в этой выставке сохраняется преемственность с общим трендом молодого томского искусства, а именно направленность на проработку вещного, материального аспекта произведения — намеренный уход от концептуализации, от жесткой выстроенности проекта под задачу, от строгой телеологии творчества. Молодые томские художники, как мне представляется, четко ощущают не нехватку концетуализации, а чувствуют недостатки в самой концептуализации творчества.

Герман Преображенский на syg.ma