организатор: музей «площадь мира»
Николаевка: пленники слободы
Фотопроект Стаса Понятовского и Михаила Сиротинина, 15 февраля — 15 марта 2012, музей «Площадь Мира», Красноярск
Стас Понятовский и Михаил Сиротинин полтора года следили за жизнью на улицах слободы Николаевки и запечатлевали свои наблюдения на плёнку. Выставка в музее «Площадь Мира» (бывший КИЦ) представила их фотоисследование, в котором архаичная эстетика исторической ветхой застройки соединилась с проблемами забытых старых городских построек.
Кураторы: Оксана Будулак, Вадим Марьясов
Фотографы:
Стас Понятовский, Михаил Сиротинин
Общий вид экспозиции
Из эссе Оксаны Будулак: Чем оказались важны почти хипстерские фотографии старых «деревяшек»? Во-первых, бродить с дорогой фототехникой по криминальному району среди пьяниц и собачьих стай — надо иметь смелость. Во-вторых, это первое деликатное внедрение в другое сообщество — в семьи слободских жителей, первое честное исследование, первый опыт визуальной антропологии. В-третьих, это необходимый пристальный взгляд на то, на что обычно закрывают глаза. Действительно, находясь в самом центре Красноярска, район Николаевской слободы — некогда элитное жилье, сегодня — слепое пятно на карте города, огражденное железным забором.

При внешней маргинальности и дикости Николаевки как очага старой, практически архаичной городской жизни, она сохраняет в себе внутриутробную иррациональную силу. Как Ид Фрейда — она хтонична для рационального европеизированного горожанина. Сквозь флер руин, налет старины этих покосившихся избушек на курьих ножках проглядывает мистическая природа.

На 19 000 человек всего с десяток магазинов и пара школ, больше ничего. Район остановился в развитии и выглядит анахронизмом посреди стеклянных высоток с wi-fi и электронными замками. В Николаевке люди живут так же, как в первый визит Николая II, и в этом смысле находится на дне уже давно. Да и персонажи на фотографиях все горьковские.
Стас Понятовский: Николаевка — район старой ветхой застройки, в котором живут очень разные люди. Да, его улочки и дома своим видом говорят о маргинальности и упадке, вызванными неопределенностью положения этого района на сегодня. Это дает возможность селиться там маргинальным слоям общества, из-за дешевизны жилья и его ветхости. Неопределенность состояния жизни в Николаевке придает новость о строительстве здесь нового четвертого моста через реку Енисей. Многие жители, знающие о приближающемся переселении и сносе их старых домов, живут в ожидании, в подвешенном состоянии, считая свое проживание там временным. По этой причине многие не хотят даже что-либо делать для своего жилья, улучшать его, ремонтировать, не думают основательно подходить к этому, боясь, или точнее ожидания, скорого переселения и сноса.

Мы выбрали пленку, потому что она более основательна для сохранения истории, является ее материальным носителем, который держишь в руках, обрабатываешь, снимки хранишь не только в памяти компьютера, но и в коробке на полке.
Из эссе Оксаны Будулак: Пленники слободы — поэтическая метафора к экзистенции этого места. Оставаясь сегодня на социально-экономическом дне, Николаевка отстала только в уровне бытовой комфортности, сохранив в себе природную свободу человека, пусть она и пугает. Николаевка как городской район существует для красноярца в двух измерениях: урбанистическом, с поэтизированными видами в духе романтических пейзажей на сельскую тему, «руинной» архитектурой прошлого, и социально-психологическом, строящемся на стереотипах. Наркоторговля, люмпен и деревня — наиболее частые ассоциации со слободой.

Предметом исследования молодых фотографов Стаса Понятовского и Михаила Сиротинина в этом случае являются не дома, заборы или живущие за ними люди, а сама городская среда как плотный сгусток непосредственных впечатлений, ментальная конструкция, выраженная средой.
В известном смысле город в России — это разбухшая заводская слобода, питаемая соками экономической целесообразности. Это вырванный из динамического процесса, неуместный орган единого городского тела в предвечной ожидании ампутации, который населяют вечные переселенцы, потерявшие хронотоп. Cамобытный декор превращает район в самообразовавшийся «музей повседневности». Хоть дома и не признали памятниками архитектуры и не отнесли к историческому наследию, среда, которую формируют дворы, улочки, крыши, играющие на улицах дети, и есть культурное наследие — не в художественном, а антропологическом смысле.

Привлекательность вроде бы маргинального сельского гетто, с точки зрения городского жителя, — маловероятна. Эстетика деревянных домов давно привлекает современных российских художников. Сейчас неряшливость обросших самодельными архитектурными дополнениями домов актуальна для тонких инсталляторов. Архитектор с мировым именем Александр Бродский первым обратил внимание на скульптурность и пластику, индивидуальное формообразование деревянных времянок дачных массивов и начал это развивать, добавляя найденные приемы к языку современного искусства.

Молодые фотографы почувствовали самобытность николаевского материала, увидели его фактуру, органику и подобрали для этого подходящий инструмент фотографию. Причем снимали принципиально на пленку, что довольно старомодно в век цифровых технологий, но именно пленка способна адекватно запечатлеть городскую «архаику», дымку таинственного «фольклора».

Красноярск по кусочкам
Главный вопрос, который тут появляется, — в чём всё-таки заключается смысл имитационного экспозиционного подхода? В его относительной новизне можно не сомневаться — практически все зрители отзывались, что были удивлены такому антуражу. Есть ли в этом некая дидактичность — возможность взглянуть на быт со стороны? Стоит обратить внимание на то, что стилизация полудеревенского-полугородского быта обращалась сразу ко всем чувствам человека — зрению, слуху и вкусу.

Александра Семёнова для «Новой университетской жизни»