организатор: Музейный центр «Площадь Мира»
Сибирская лаборатория молодого искусства
Ежегодный образовательный проект Музейного центра «Площадь Мира» для молодых сибирских художников, с 2016 года
Сибирская лаборатория молодого искусства — ежегодный образовательный проект Музейного центра «Площадь Мира». В рамках лаборатории группа участников вместе с художниками-тьюторами в течение 2 недель проходит весь творческий процесс: знакомство, проблематизация и разработка задачи, полевая работа, творческое проектирование, монтаж и продакшн, презентация итоговых проектов.
О проекте с сайта музея: Музей проводит постоянную работу с молодыми художниками. Ключевым проектом стала «Сибирская лаборатория молодого искусства», которая проходила уже 4 раза в музее. Первая лаборатория прошла под темой «Открытие сообщества», прочитать о том, как она проходила можно по ссылке.

Итогом II Сибирской лаборатории молодого искусства «From Siberia with love» стала выставка «На Марсе нет Сибири». Художники сделали «сувениры с этой загадочной, одновременно пустой и магически наполненной территории» – Сибири. Третья лаборатория была посвящена фотографии – «Наблюдая за пейзажем». IV Сибирская лаборатория молодого искусства DAKK была посвящена образованию в искусстве. Куратор лабораторий – Оксана Будулак. В 2021 году планируется трансформация проекта в Лабораторию искусства города.

I Сибирская лаборатория молодых художников «Открытие сообщества»
01.09 – 30.10.2016
Участники: 14 человек из Красноярска, Новосибирска, Барнаула, Томска и Лесосибирска под руководством арт-группировки ЗИП.

Из описания: В течение двух недель художники исследовали подвижное и живое городское пространство. Они должны были выполнять задания, делать небольшие акции, перформансы, жесты. Одно из таких событий произошло на спортивной площадке: художники, под надзором случайно оказавшегося поблизости автозака с полицейскими и спортсменами с площадки, занимались кросс-арт-фит-артом: пытались рисовать во время бега и отжиманий, придумали альтернативную зарядку, коллективно рисовали и боксировали с картиной, нарисованной на груше, расклеивали графику. Также участники лаборатории показывали картины рыбам, как молчаливым и верным зрителям, никогда не наслаждавшимся искусством. В Енисей были запущены большие буквы «ОБЬ». Кроме того, был открыт первый в стране Картонный центр современного искусства «Коробочка» – эксперимент над объективным восприятием музейного пространства зрителем.

Проекты лаборатории были призваны исследовать взаимодействие искусства, зрителя, художника и процесс производства, выставочного контекста.

01 сентября 2016 в Музейном центре открылась выставка «Сообщники», которая подвела итог работы I Сибирской лаборатории молодого искусства «Открытие сообщества». На выставке была представлена документация перформансов (фото, видео), а также арт-объекты, графика, инсталляции и медиаперформанс. Выставка «Сообщники» стала частью проекта «Открытые системы. Опыт художественной самоорганизации в России. 2000–2015» Музея современного искусства «Гараж» (Москва).
Некоторые работы и кадры с лаборатории:
Акции, проходившие во время лаборатории
1. Арт-кроссфит-арт
2. Стикеры кросс-фитера
3. «Чëрный путь»
4. «Дельфин»
5. «О-Б-Ь»
6. Выставка для рыб
7. Открытие ЦСИ «Коробочка»
Парковка:
«Здесь вам не Москва, здесь застыла тоска», Филипп Крикунов, Стас Хмот. Флаг Соединенных Штатов Сибири, Филипп Крикунов
«Целое больше своих частей, но нет», Маяна Насыбуллова

Как это было
Каждая прогулка проходила с определенными правилами, нужно было замечать интересные места, у каждого было свое задание по подсчету странных объектов, например мертвых животных, пальм и прочее, также нужно было каждые 15 минут делать действие: зарисовка, небольшая акция, перформанс, жест, взаимодействие с людьми. Филипп постригся.
На следующий день мы на наших рабочих столах нарисовали карту интервенций и находок. 

Оксана Будулак

Сибирь. Совриск. Сообщество
У каждого были личные задачи помимо общих. Их мы разыгрывали как фанты. Сначала в фантах хотели разыграть что-то вроде индивидуальных творческих заданий: спеть, станцевать, показать акцию, закричать… А потом решили, что должен быть элемент статистики в исследовании, и людям доставались задачи в духе считать, например… евреев (смеëтся). Да, была такая индивидуальная задача — считать евреев. Или считать мëртвых животных. Мне нужно было искать места для выставок. У меня была самая нормальная задача, и мне было обиднее всех!

Маяна Насыбуллова, Катя Атаманова, Алексей Грищенко, Филипп Крикунов. 
Ирка Солза для Реч#порта

Сообщники
Началось все случайным разделением на группы и туристическим шатанием в разные стороны света: север, юг, запад, восток – участники лаборатории должны были выполнять задания, делать небольшие акции, перформансы, жесты. В итоге они принесли с собой предметы, ставшие основой некоторых итоговых работ. В другие дни занимались кросс-арт-фит-артом – практикой, которая была призвана отразить необходимость художника постоянно генерировать идеи в быстром темпе: рисовали во время бега, расклеивали графику, устраивали акции – одевшись во все белое, проходили «полосу препятствий» (в основном, внутренних), чтобы в итоге оказаться запачканными, опускали в Енисей «ОБЬ», чтобы понять коммуникацию между городами, показывали искусство рыбам – молчаливым зрителям. Даже придумали первый в стране Картонный центр современного искусства «Коробочка» – мини-выставки в коробках, чтобы исследовать восприятие музейного пространства.

Олеся Позднякова для aroundart

II Сибирская лаборатория молодых художников From Siberia With Love
осень 2017
Итогом работы II Сибирской лаборатории молодого искусства, проходившей в 2017 году под темой From Siberia With Love стала выставка под названием «На Марсе нет Сибири». Она прошла с 4 октября по 11 ноября 2017. Выставка являлась молодежным проектом XII Красноярской музейной биеннале «Мир и мiръ».

Участники:
азбуниак (Патриция Пламп) / Красноярск
Анна Болсуновская / Новосибирск
Мария Колпокова / Красноярск
Алина Экиат / Томск
Dungy buggy/Zozy / Красноярск
Sobakazaryta / Омск
Шамиль Тартыщев / Красноярск
Филипп Кучеренко / Красноярск

Кураторы: Антонина Баевер, Александр Образумов.

Из описания выставки: Сибирь, как известно, занимает огромную территорию не просто материка, а суши вообще. Территория не сказать что густонаселенная, если брать среднее арифметическое. Напротив — территория, имеющая в своем распоряжении столько пространства на человека, сколько хватит до понятия люкс и даже выше, но не могущая его дать. Яблоки для муравьев, спелое дешевое манго (в то время как почти все остальные продукты стоят выше чем, в центральном регионе, из-за расстояния) — прожив лишь одну неделю в какой-нибудь точке Сибири замечаешь разбросанные деликатесы для несуществующего вида. Возможно, Сибирь — это территория класса люкс для народа, проживающего на Марсе. Но, по иронии судьбы, на Марсе точно нет Сибири. Потому что Сибирь есть только в России, и россиянам это точно известно. Сувениры с этой загадочной, одновременно пустой и магически наполненной территории предоставили для этой выставки участники II Сибирской лаборатории молодого искусства From Siberia With Love.
АЗБУНИАК (ПАТРИЦИЯ ПЛАМП)
На все деньги
Граффити

Не все знают, что изображение на десятирублевой купюре — это знаменитая Красноярская ГЭС. Уличный художник Патриция Пламп выкладывает целую стену из «денежных кирпичей», чтобы оставить на ней свой фирменный след, только не на улице, а в музее.
АЛИНА ЭКИАТ
Cибирский панк

объект, силикон, татуировка

«Родительское напутствие было: «Уезжай — здесь нет будущего». Но панк остается зимовать». Огромная территория Сибири уже давно и прочно ассоциируется прежде всего с родиной сибирского панк-рока. Оборона Егора Летова эстафетой переходит новому поколению и продолжает стойко держаться по сей день
SOBAKAZARYTA
Ящик искажений

инсталляция

Пока теоретики визуальности размышляют об искусстве, которое возникает в точке его восприятия, автор воплощает эти размышления в материале и демонстрирует через фильтры словоформ пустоту, но не как отсутствие смысла, а как пределы языка.
МАРИЯ КОЛПОКОВА
Без названия

инсталляция

Тысяча с лишним метров плотины местной производящей электричество достопримечательности отмасштабированы художником до сотен сот сотового поликарбоната и таким образом увековечены — ведь человечеству не известен пока способ переработки этого материала, а процесс его естественного разложения занимает вечность.
АННА БОЛСУНОВСКАЯ
Siberian starter pack

серия открыток

Варежки, веники, рынок, икона — набор ничем, казалось бы, не связанных между собой вещей, который, по настоянию автора, помогает сибирякам справляться с порой суровыми, порой просто абсурдными жизненными условиями.
DUNGY BUGGY/ZOZY
Punkt

Инсталляция

Рефлексируя на тему отсутствия метро в Красноярске, авторы не забывают при этом заботиться о драгоценных богатствах родной природы — в данном случае о древесине. И это еще одна причуда, доступная только в Сибири — как будто, сидя в дорогом суши-баре, мечтаешь прокатиться в душном метро.
ШАМИЛЬ ТАРТЫЩЕВ, ФИЛИПП КУЧЕРЕНКО
United states of siberia

Граффити

«На Марсе нет Сибири». Итог II Сибирской лаборатории молодого искусства
Среди объектов — голова «сибирского панка» Алины Эскиат, проступающая на чёрной стене — пока все уезжают из Сибири (в основном, в Питер, конечно), персонаж осознаёт, что «нигде не лучше», поэтому остаётся и стремится к саморазрушению (забивается татуировками, читает умные книжки). Маска снята с вполне реального сибирского панка во время лаборатории, добавляя к трёхмерности ещё одну сторону. Другая работа (автор — азбуниак или Патриция Пламп) — это знаменитые красноярские Столбы, приобрётшие женские формы на фоне стены из ещё одной красноярской достопримечательности – бумажной десятки (ведь «любая стена — это чьи-то деньги»).

Олеся Позднякова для aroundart

III Сибирская лаборатория молодого искусства «Наблюдая за пейзажем»
1-2 декабря 2018
Из описания: В этот раз лаборатория впервые проводилась для фотографов и была посвящена фотографии как методу исследования. Лаборатория стала частью образовательной программы фотовыставки «Новый пейзаж». Цель: изучение природного и культурного ландшафта как способ поиска идентичности, осмысления повседневности, изобретения универсального языка. В фокусе лаборатории – пейзаж как поле для критического осмысления и возможность говорить о чем-то еще – набор символов, знаков, информации об обществе в целом.

В программе лаборатории лекция-обсуждение от кураторов Сергея Новикова и Александра Гронского, портфолио-ревю для участников лаборатории, практические советы и помощь в реализации идей, полевое исследование и обсуждение совместной работы.

Лаборатория прошла в Музейном центре «Площадь Мира» при поддержке Фонда имени Генриха Бёлля.

Участники:
Верховский Игорь (Красноярск)
Владимиров Артем (Красноярск)
Воронина Александра (Красноярск)
Жданов Артемий (Красноярск)
Климов Антон (Иркутск)
Митьковская Анастасия (Кемерово)
Михайлов Александр (Красноярск)
Мордвинов Владимир (Красноярск)
Никольский Александр (Кемерово)
Покров Глеб (Красноярск)
Понятовский Станислав (Красноярск)
Соболь Анна (Красноярск)

Оксана Будулак о лаборатории: «Вы думаете, почему в Красноярске, на родине Сурикова, так много пейзажистов? Потому что природа красивая!» Эти слова одного городского искусствоведа (а также выставки дипломников училищ, школ и институтов) однажды привели меня в шок. Получается, 100 лет красноярская художественная школа находится в заложниках зеленого моря тайги. Есть ли жизнь в промзоне, красив ли футбольный стадион, что делает гигантскую парковку во дворе?

Для того, чтобы разобраться с этой непреодолимой силой пейзажа, я пригласила мастеров ландшафтной фотографии — Александра Гронского и Сергея Новикова.

IV Сибирская лаборатория молодого искусства «DAKK»
25 августа 2019 - 05 сентября 2019
IV Сибирская лаборатория молодого искусства «DAKK» была посвящена опыту современного искусства в классическом художественном образовании и включала авторский проект немецких художников Детлефа Шлагхека и Леонида Харламова. Лаборатория проходила в рамках XIII Красноярской музейной биеннале «Переговорщики».

Участники:
Анастасия Безвершук
Виктория Киридон
Филипп Кучеренко
Анастасия Старновская
Полина Мордвинова
Иван Титенок
Александр Михайлов
Сергей Веселков
Матвей Клемичев
Евгений Спиридонов
Андрей Павлов

Куратор: Оксана Будулак.
Анастасия Безвершук (Красноярск)
Грибы

Бетон

Природные формы Столбов и Енисея вдохновили архитектора Арэга Демирханова на создание Музейного центра. Так же как и на деревьях, которые растут в заповеднике, в пространстве музея появились грибы. Они разрастаются, образуя грибницы и даже колонии.
Настя Моляры (Иркутск)
Триптих. Древние греческие сграффито про любовь.


Стадии чувства.
Стадия 1. Симпатия
Стадия 2. Удовольствие
Стадия 3. Плод

Эмоции и чувства люди испытывают на протяжении всей жизни, это непрерывный процесс. Традиционное российское общество практикует моногамный подход к любви. Поэтому часто люди игнорируют свои ощущения и стараются держаться нормы. Мне было интересно понаблюдать за своими эмоциями и мыслями: что я действительно чувствую, а что – влияние среды. В течение всей недели, пока мы были участниками лаборатории, эмоции были разными, иногда противоречивыми, и быстро менялись. Но то, что я смогла поймать, выразила в цементе и песке - три стадии чувства.
Иван Титенок (Сосновоборск)
Переговоры
перформанс

Язык — неидеальное средство связи, а как по-другому? что может быть без языка? не знаю, и мы вышли на крыши с проекторами и спросили людей что там передать и вот передали без языка вроде то что энергией молодых тел вот передали и что то может быть поняли может быть не знаю поняли без языка не знаю
ПСЕВДОНИМ
Где бы ни был, что бы ни делал


Как говорил мой тренер, идея - дерьмо, если ее нужно объяснять. Если хоть, кто-то поймет о чем здесь эти 150 слайдов, то я свое дело сделал.
Сергей Веселков
Фотозона в модном стиле вапорвейв


Все началось с того, что я неспешно разгуливал по коридору для будущей выставки и увидел нишу с лампочками. И я просто решил застолбить этот элегантно-индустриальный объект за собой, чтобы что-нибудь с ним сделать. Вскоре, прогуливаясь по цокольному этажу в перерывах между громкой и плохой игрой на расстроенном рояле, я заметил симпатичное растение, стоявшее рядом с кабинетами дирекции. Оксана Будулак разрешила забрать его для зреющей инсталляции, и я привез его сюда на неповоротливой скрипучей тележке.

Примерно в это же время начало зреть видение будущего объекта. Я захотел создать что-то современное, стильное и осмысленное из подручных вещей. Сочетание растения и ниши натолкнуло на ассоциации с вапорвейвом, и я решил выстроить тематическую композицию.

Vaporwavе[1] (вэйпорвэйв, с англ. — «паровая волна»[2]) — микро-жанр электронной музыки, который появился в начале 2010-х годов и распространялся на следующие несколько лет среди различных интернет-сообществ. Он характеризуется ностальгическим или сюрреалистическим видением ретро-культурной эстетики (чаще всего, 1980-х и 1990-х годов), развлечениями, технологиями, культурой потребления и рекламой

В одном из коридоров я нашел гипсовую голову, и вечером, когда музей погрузился во тьму, а смотрительницы ушли, притащил ее сюда. А потом я танцевал в пустых коридорах. Но об этом в другой раз. Рядом с головой стоит бутылка колы, наполненная водой – символ потреблядства, которым отравлена масс-культура. Колы нет – ее уже выпили до нас, осталась бутылка – пустая оболочка, которая завлекает знакомым символом, сулящим удовольствие, но при ближайшем рассмотрении оставляющая разочарованным, обманутым. Тут же я приклеил на малярный скотч коллаж из работ, созданных в нейросети. Или нейросетью. Не знаю, кто имеет большее право претендовать на авторство - я, она, ее создатели или коллективное бессознательное.

Сначала я задумывал инсталляцию лишь как фон для видео (кто не видел – посмотрите), но по окончании сборки стало жаль от нее избавляться, и я одним легким штрихом трансформировал ее в фотозону. Теперь вы можете сесть на этот стульчик и сделать фото на память, о котором потом никогда не вспомните.

У вас же есть дела поинтереснее просмотра старых фото, да?
Полина Мордвинова (Красноярск)
Помощь

Коллаж

Можно ли разглядеть произведение искусства, если смотреть только на рекламу?
Евгений Спиридонов(Add) и Филипп Кучеренко (Красноярск)
Конфликт

перформанс

В основе перформанса исследование, которое опирается на отношение его участников к остросоциальным, табуированным темам в обществе. Художники сублимируют конфликтную ситуацию в арт-объекты. 1. перфоманс: участнику предлагается ответить (да/нет) на вопросы анкеты, на основе ответов художниками в реал тайме бьется посуда выкрашенная в разные цвета. 2. в процессе опроса нескольких участников получается рабочий материал (осколки посуды), из которого и будет составлена «психологическая карта» участников перформанса. Результат: арт-объекты – визуальное воплощение опыта участников и их отношения к темам опроса через призму опыта художников
Полина Мордвинова (Красноярск)
Ghetto Woman

фотография, коллаж

Последние несколько месяцев я задавалась вопросами о том, что есть человек в метафизическом смысле, где он находится и кто создаёт и контролирует этот мир, а потом прошла отбор в DAKK и попала в атмосферу искусства. Здесь я начала задаваться вопросом, что есть искусство (и современное искусство) и какое место в нём занимает фотография, если в целом непонятно, что происходит вокруг, кто мы, энергия или материя, что есть реальность и где мы находимся на самом деле. Что есть объективно или субъективно в контексте вопросов о том, что мы такое, коллективный ли мы разум и частью чего мы являемся, если мы, конечно, являемся чьей-то частью. Поэтому (вдохновлённая дадаизмом, Йозефом Бойсом в частности и течением «Флюксус» вместе с их идеологией в целом) я решила создать что-то такое же бессмысленное и случайное/рандомное, как наша реальность. Я попыталась отключить процесс контроля над происходящим и пойти по пути наименьшего сопротивления. Сделать то, что возможно именно в данных конкретных условиях, поддаться течению и посмотреть на то, что получится, а главное не заплакать, смотря на конечный результат. Это забавно, по крайней мере. Я желала выразить эфемерную сущность каждого из участников лаборатории и не нашла ничего лучше, чем снять их отражение в зеркальном пластиковом листе, дабы иметь возможность искажать пространство и форму. Зеркальный пластиковый лист я тоже не нашла. Зато нашла зеркальную плёнку с живописным импрессионистским эффектом. И отсняла всех ребят. То состояние, в котором я находилась в процессе съёмки каждого из героев, я захотела выразить в цвете. Нарисовать краской поверх изображения различные визуальные или смысловые ассоциации от человека или готового изображения. В соединении изображения героя, отражения зрителя в глянцевой бумаге фотографии и моих рисунков я хотела найти себя. Но я не нашла краску. Зато нашла себя. Я сделала нечто. И, несмотря на то, что (на момент написания текста) мои вопросы остались открытыми, я поняла, что я есть отражение зрителя в моих героях. А это уже метамодернизм.

P. S.: попробуйте и вы найти меня.

P.P.S.: с точки зрения ребёнка все мы занимаемся чем-то бессмысленным, иногда нелепым или даже абсурдным, преувеличивая значимость своей деятельности. «Произошло отбрасывание последнего» – перестаёшь думать. Отстрел сознания. Отчуждение мозга и здравого смысла в контексте мета/мегащеловека. Синонимическая пара щели и века. Деловек следующая. Итерация/ операция.
D3mark0 (Красноярск)
Машина по удалению искусства

Бумага, пластик, чернила, многослойный текстолит, алюминий, серебро, золото, хлопок, глина, земля

На данной электронно-вычислительной машине представлены 5 (пять) работ разных художников, пожелавших остаться анонимными. Работы выполнены в цифровом виде. Единственные копии этих работ хранятся на этой машине. Вам предоставляется возможность удалить их без возможности восстановления.
PXVLOV (Красноярск)
Окно

Инсталляция

Быть наивным это подарок или самообман?
Фото: Лера Тыняная, Маяна Насыбуллова, Елена Ищенко, Владимир Дмитриенко, Олеся Позднякова, Владимир Дмитриенко, Дмитрий Штифонов, Артемий Жданов, Александр Никольский и др. Материалы предоставлены Оксаной Будулак.