организатор: самоорганизация
Splendor Gallery
Независимая галерея, существовавшая с 2018 по 2019 гг. в ТРЦ «Изумрудный город», Комсомольский проспект, 13Б, Томск
Галерея была расположена на 3 этаже крупного торгового центра Томска. В ней помимо выставок проводились встречи художников, был организован литературный салон, киносеминар, практикум по современному искусству.
Кураторы: Герман Преображенский, Виктория Кузьмина
Продвижение: Екатерина Старикова
Из описания галереи: Концепт галереи — Splendor (от лат. яркий, блистающий, великолепный, сияющий). Включенная в пространство гламурного глянцевого потребления, разделяем с ним все его преимущества и его тяготы, вместе с тем решает арт задачи. Аккумулируя потоки зрительской активности посетителей центра, галерея трансформирует их в арт-пространство, поток взаимодействия с современными формами визуального и медийного искусства. Галерея Splendor олицетворяет массовый сегмент художественного потребления, при этом дает высокий уровень понимания современного искусства, задает адекватную планку арт-событий и рефлексии. Интрига расположения и назначения галереи сосредоточена вокруг глянцевых, отражающихся поверхностей, идеальных образов потребительской повседневности, при этом само пространство и формат галереи создает знаковые напряжения на этих поверхностях, прочерчивает барочные складки в одеждах торговых медия, которыми по сути и являются площади такого рода.

Механизмом такой работы выступают документации — вид художественной активности, сочетающий в себе фиксирующие и опосредующие принципы медиа, и тотальность заковых форм. С другой стороны принцип документальности расширяет возможности знаковых сред и функции самого экспонирования. Отсюда ориентация работы галереи на живые речевые процессы, на видеоарт, современный театр, объектное искусство. Отдельным пунктом в концептуальном профиле галереи Splendor стоит выделить работу с вещами и встречи с нечеловеческими средами. С тем, что превосходит или является внешней стороной антропологизированных процессов. Отсюда и ориентация на всевозможные редимейды, перформативность, задействование искусства направления сайнс и медиа арт.

Из группы вКонтакте

Герман Преображенский о работе галереи: вКонтакте pdf
«Документации», практикум по современному искусству
каждый понедельник, ведущая: Аксинья Сарычева
Группа Вконтакте. Результатом работы практикума стала выставка «Черный понедельник».
Литературный салон «семинар Т»
каждую среду, ведущий: Андрей Янкус
Дискуссионная площадка «По ту сторону современного искусства»
20 сентября 4 октября, 18 октября 2018
Обсуждение планируемых городских событий, обзор состоявшихся мероприятий в сфере современного искусства и городской культуры, обсуждение положения художественных сообществ и практик.
Группа Вконтакте
Киносеминар Cinema d`Arte
по пятницам, ведущая: Ада Бернатоните
Просмотры и обсуждение фильмов о художниках нового искусства: Д. Поллок, Э. Шиле, Бэнкси, Э. Уорхол, Баскиа и др. Ведущая: член гильдии киноведов и кинокритиков РФ Ада Бернатоните. Всего состоялось 10 показов-обсуждений, в среднем на 30 посетителей.

выставки
«Верхний мир», выставка Александра Борисова
6 октября 2018
Из описания выставки: «Верхний мир» – традиционное обозначение сверхъестественной среды обитания богов и добрых духов; исток памяти, родина бытия, место абсолютной силы, где царит союз нерушимого закона и сокровенного знания.

Серия «Верхний мир», являясь частью проекта «Киберборея», посвящена архитектурной скульптуре Петербурга. Античные боги, герои, исторические и легендарные персонажи, мифические животные и даже орнамент рассматриваются в ней не только как эстетически привлекательные объекты, но и как локальная семиотическая система, карта памяти, культурный код, связывающий «личную историю» города с основополагающими смыслами европейской и мировой культуры.

Графика «Верхнего мира» представляет собой компьютерную обработку авторских фотографий, при которой образы конвертируются в легко узнаваемую современным глазом плоть цифровой фактуры. С помощью методов шумографии и пиксельной графики исходное изображение обретает характеристики кибернетического тела, границы которого размыты и проницаемы для дисперсионной взвеси пиксельных туманов и облаков, этой визуальной иллюзии кода. Цветовой минимализм и строгая форма пикселей подчёркивают однородность главных героев окружающему пространству. И это важный момент соответствия: городская скульптура, как правило, обнаруживает не гладкие, аутентичные поверхности, свойственные интерьерной (музейной) скульптуре, но многочисленные следы воздействия разнородных мельчайших частиц воздуха, влаги и пыли, пёстрой смеси природно-климатических и антропогенных факторов.

Дисперсионный характер физической экосистемы, элементами которой являются реальные скульптуры, подобен качествам семиотической сферы, где те же объекты выполняют роль знаков, носителей информации, наряду с другими элементами городского ландшафта. Пространство, образованное потоками информации, транслируемой различного рода медиа – от больших уличных экранов и инсталляций до экранов персональных гаджетов и девайсов, хоть и обладает, безусловно, своей спецификой, но, в конечном итоге, является продолжением и современной вариацией семиотической системы героев «Верхнего мира».
Усиление дисперсионного эффекта достигается приминением «шумовых массивов», напоминающих свободные формы природных явлений и, вместе с тем, отсылающих к образам визуального шума, порой с особой отчётливостью возникающего на экранах и мониторах, обнаруживая тем самым фундаментальную укорененность медиа в глобальной экосистеме. Иррациональный паттерн, глитч или орнаментальная рябь, проступающие в некоторых работах, по своему дополняют этот мотив.
Таким образом, шумовая фактура «Верхнего мира» выступает не столько в качестве оформительского приёма, отражающего актуальные художественные теренды, сколько метафорически утверждает отсутствие принципиальных противоречий между актуальным и традиционным, новаторским и классическим, виртуальным и реальным в самых глубинных основаниях бытия. По крайней мере до той поры, пока онтологические характеристики человека и медиа предполагают режим «шумового» существования.

«Верхний мир» Петербурга, по большому счёту, это мир ушедших, но ещё действующих времён, мифопоэтический ландшафт коллективной памяти со всей её старомодной декоративностью и назидательным орнаментализмом. В эпоху тотальной оцифровки проблема сохранения памяти о прошлом тесно переплетена с проблемой компьютерной памяти, олицетворяющей мир будущего с его возможностями бесконечного продления. В кибернетических оболочках героев «Верхнего мира» магия мифа и магия цифры совместно оспаривают у времени право на вечность.

- - -

В названиях работ используются не только имена героев, но и координаты, по которым зритель может определить местоположение исходных объектов на городской карте и даже установить с ними виртуальный контакт через онлайн-сервисы типа Google Maps. При желании можно отправиться на встречу с ними в реальном пространстве, пользуясь кибернетическим вспоможением своего девайса или подгружая данные собственной памяти, либо предоставить такую встречу на волю случая.

Ссылка на сайт проекта: cyberborea.net

Афиша выставки
«Сплетения», выставка Катерины Легушевой и Натальи Климченко
10-25 ноября 2018
Описание из группы выставки: Тематика выставки — телесность и растительные мотивы. По сути дела, и тела, и растения представляют собой хитросплетения мотивов, тканей, траекторий.

Катерина Легушева 1988 г.р. Окончила архитектурный факультет по специальности «архитектура гражданских и промышленных зданий». Использует разные материалы и техники, в основном: ручка, акварель и масло. Представленные работы написаны в период с 2017-2018 г. Наталья Климченко родилась и выросла в Сибири (Междуреченск, Кемеровская область), 1991 г.р. По образованию художник и педагог, окончила Томский государственный университет (2014). Рисует в цифровых и традиционных изобразительных техниках. Серия «Листья» появилась в результате экспериментов с материалами и желания расширить диапазон технических приемов.

Афиша выставки
«Другие», выставка пинхол-фотографии Фёдора Татарского
1 декабря 2018 - 10 января 2019
Описание из группы выставки: Пинхол — когда-то перспективный, позже маргинальный, а ныне снова входящий в моду способ фотографирования. Пинхолы продаются, но в этом нет никакого смысла — проще сделать самому. Со светочувствительными материалами сложнее. Фотолабы закрываются, пленка дорогая, фотобумагу почти не производят. А бумаги нужно много, ведь хороший пинхол — большой пинхол.

Лит-печать же, напротив, может обмануть зрителя своей архаичной фактурой, хотя техника эта молодая — в 70-х кто-то случайно забыл бумагу в испорченном техническом проявителе и открыл «инфекционное проявление», так внешне похожее на пикториальные техники XIX века.

Пинхол строг и геометричен — изображение строится согласно закону прямолинейного распространения световых лучей. Лит-печать непредсказуема. Пятна теней появляются хаотично, нарастают стремительно и только ловкость рук и навык дают шанс поймать узнаваемое изображение — с одного негатива не получить двух одинаковых позитивов.

На выставке «Другие» представлены пинхол-фотографии, выполненные в технике лит-печати с бумажных негативов, полученных на картонную коробку размером 30x40 см.

Афиша выставки
«Черный понедельник», выставка-исследование
17 марта 2019
Описание из группы выставки: В течение полугода мы с группой художников встречались каждый понедельник и изучали торговый центр методами современного искусства. На выставке будут представлены фотографии, рисунки, видео, тексты, рассказывающие о наших наблюдениях. Торговый центр — это очень интересная система, и мы хотим показать, где здесь спряталось искусство!

Во время выставки планируется прогулка-перформанс: художники будут ходить по торговому центру маршрутами обычных покупателей. Если хотите поучаствовать приходите в форме: белая рубашка, темные брюки/джинсы.

Герман Преображенский о выставке: Самой концептуально значимой выставкой в серии, привязанной и к стратегии галереи и к развитию исследовательского потенциала арт-пространства, я считаю самую недолговечную выставку, самую спорную с точки зрения визуальной привлекательности и оценки — выставку группы практикантов Аксиньи Сарычевой «Черный понедельник». В описании Splendor Gallery кроме art и poetry присутствует еще такая часть как documentary — документация или документальность. Галерея в торговом центре по самому своему расположению не могла быть просто «некоторой галереей». По нашему замыслу, она должна исследовать город-ТРЦ, торговую империю, современный глянцевый мир потребления, времяпровождения городского населения. Исследовать средствами современного искусства специфику ТРЦ как места встречи с реальностью: его светящиеся и отражающие поверхности, мир его одноразовых и новых вещей, без памяти, мир новой дисциплины досуга, распределение знаковых пространств и тп. Рад, что удалось реализовать и в выставочной, и в перформативной части задачи этой стратегии, сделать небольшой, но верный шаг в этом направлении.

Афиша выставки
Видео с выставки:
«Под сенью полумесяца», выставка томского фотографа Анастасии Антиповой
30 марта - 14 апреля 2019
Из описания выставки: Фотография — это инструмент воспоминаний. Память помнит, опираясь на снимки. Мы создаем искусственные воспоминания через фотографию. Возможно ли, например, помнить своих родителей младенцами? С помощью фотографии — да. Можем помнить города, в которых не были и людей, которых не встречали. Важна не только история, но и воспоминания — то, что связывает историю и человека. Есть такой город Константинополь — значимая точка на карте, Римская, Византийская, Османская империи. Царьград — так называли этот город славяне. Стамбул — так называем его сейчас. Этот город нам не чужд, хотя он и чужой. Здесь все живут под сенью полумесяца. Есть общие истории: христианская, военная, торговая пожалуй, самая старая. Туристическая тоже. Турист — это как раз человек с фотоаппаратом. На него много жаловалась Сюзен Сонтаг, даже упрекала в боязни встретиться с миром лицом к лицу, без посредничества затвора. Конечно, съемка напоминает защитную реакцию: ты просто не знаешь, что вообще делать в незнакомом месте и потому снимаешь, чтобы хоть чем-то заняться. Но иначе уже никак — историю делает фотография. Рынок, рыба, куры, сетка, мальчишки играют на асфальте, молящиеся мужчины, старый солдат Ататюрка, величественный храм, узкие улочки, блестящий мрамор, сток, призвуки моря, мощеные улицы, блесна застряла в желудке рыбы. Сколько еще мы готовы пройти по этим лабиринтам? Выверять, вычитывать, подглядывать, собирать. Довольные собой сторонние наблюдатели, мы как бы из другого мира, в этом. Входим не закрыв дверь, из двери тонкой струйкой — свет.


Афиша выставки
«Кварта шоколадного мороженого», спектакль театра Натальи Банниковой «Лес»
14 апреля 2019
Из описания: - Ты сейчас где, милый?
- Слушай, отличный анекдот: один парень…
- Вас вызывает Статистическое бюро. Какой марки резинку вы жуете в данную минуту?

Что это такое?
Да просто техника.
Голоса из телефона, телевизор.

А любите ли вы технику так, как не любит ее Рэй Бредбери?
У него и рассказ есть про технику — называется, конечно, «Убийца».

Но не пугайтесь, там не так страшно.

Афиша
«Велосипед ума крутит педали велосипедиста», выставка Дениса Раудсеппа
20 апреля 2019 - 4 мая 2019
Из описания выставки: Работы, которые я хочу собрать под таким названием объединены центральной мыслью — «я есть».

«Я есть» — это единственное, в чём я могу быть уверен. Достоверно только это,
всё остальное возможно поставить под сомнение. Осознание этого и есть реальность, прочее — иллюзия, наваждение, искажение. Всё это так или иначе описывается в разных философских концепциях о недвойственности.

На выставке будут показаны, как старые переосмысленные работы, так и те,
что находились лишь в виде идей.

Проект: http://roundstepp.tilda.ws/

Афиша выставки
«От И до И», выставка Ксении Малик (Марамзиной)
8 июня 2019
Из описания выставки: Ксения Малик (Новосибирск) — участница коллективной выставки «Молодой дизайн» (2018-2019 гг.), передвижной выставки в рамках международного симпозиума «NEMOSKVA», выставки-аукциона «АртЛЕТО».

По словам художницы: Проект «от И до И» — это не просто серия коллажей, а визуализация взросления, осознания истин, становления личности. Зритель погружается в переходящее ощущение себя и окружающего мира, начиная от отчаяния и заканчивая абсолютным спокойствием. Само название — это смешение символа пути, отправных точек в жизни и игры слов с фразой «расставить все точки над i», завершении определенных этапов в жизни.
от И до И — первая персональная выставка художницы.

В январе 2020 этот проект был показан в Новосибирске в рамках форум художников-коллажистов ДА?ДА!

Афиша выставки
«Тело диалога», перформанс
27 октября 2019
Из описания: Участники попытались поднять вопросы телесности, времени, диалога с людьми и пространством.Автор перформанса профессиональный хореограф Ксения Беленкова. В течении месяца она знакомила участников лаборатории с перформативными практиками и движенческими экспериментами. «Тело диалога» является итогом совместной работы хореографа, участников и музыканта Игоря Новикова, которому удалось создать неземную атмосферу для Движения.

«В повседневной жизни человек все больше обрастает оболочкой, панцирем, превращая Тело лишь в инструмент выполнения ежедневных дел, и ставя его на службу мозгу. Рациональности и умственной деятельности отводится гораздо большее внимание. Львиную долю информации мы получаем с помощью зрения, фильтруем и распознаем тысячи картинок, порождая новые механизмы восприятия и мышления. В таких реалиях чувствам и чувствительности отводится ничтожная роль. Перформанс призван вернуть ощущение телесности, чувственности и взаимодействия», — куратор проекта Виктория Кузьмина

Движение: Кристина Быкова, Екатерина Виноградова, Алёна Овсянникова, Иван Сковпин, Ольга Сасина, Виктория Кузьмина, Лолита Моисцрапишвили, Элеонора Новикова, Анастасия Шатохина, У Хао, при участии Лаборатории «Три П», Аксиньи Сарычевой и Мити Главанакова.
Материалы предоставлены Германом Преображенским. Фото: Мария Улина, Анастасия Губина, Ксения Беленкова и др.