организатор: Сибирский филиал гцси
Таёжные сны
Персональная выставка томской художницы Наташи Юдиной, 11 ноября - 3 декабря 2017, Томск, Сибирский филиал ГЦСИ.
Персональная выставка «Таёжные сны» томской художницы Наташи Юдиной прошла в рамках проекта «Ситуация художника на периферии в оптике современного сибирского искусства» программы «Родом из Сибири».
Куратор Герман Преображенский о выставке: Выставка продолжает проект Наташи Юдиной под общим названием «Страшные сибирские сны». Наташа Юдина — яркий представитель сибирского иронического концептуализма. Основной прием в ее работах состоит в обыгрывании сибирского контекста бытования искусства. Художница ставит вопрос: какое современное искусство может возникнуть, жить и выжить в условиях удаленности от столиц, нарочитого провинциализма и неблагоприятных погодных условий. С этой целью Наташа Юдина предлагает эксперименты по изменению контекста восприятия обычных бытовых предметов, а иногда и слепков с классической скульптуры. Помещает известные предметы и образы в стеоретипизированную сибирскую окантовку: одевает предметы в мех, обвязывает их теплой шерстяной ниткой, размещает известные художественные образы в сибирском заснеженном лесу. Так, путем смены контекста, достигается неоднозначность в восприятии знакомых образов, позволяющая художнику играть с интерпретацией их значений.

Перцептивная игра в образах этой выставки строится на границе смерти и уюта. С одной стороны, леденящая белизна отчужденных сибирских пространств и заснеженных ландшафтов, а с другой — нежная мякоть уюта и покоя, представленная шерстяной вязью. Некоторым мостиком между этими полюсами выступает тотемизм — одевание в шкуры известных вещей и предметов. Художница на перцептивном уровне сближает смерть и уют, от этого поверх романтической подложки первоначальной образности возникает едва уловимый сюрреалистический эффект. Избыточная нарративность используемых образов, их излишняя смысловая нагруженность, в конце концов оборачиваются неким новым мифом. «Оборачиваются» именно потому, что опосредующие звенья между знаком и перцептом, в данном случае ищутся через тотем. Этот момент позволяет быть им, и колдовскими, и сказочными одновременно — то есть, подвергается автором вторичной амбивалентной развесовке. Как правило, эта операция второго порядка решается через сопроводительные тексты, по видимости восстанавливающие контекст, но в действительности его разрушающие.
Работы :
Анастасия Куклина о «Страшных сибирских снах»:

Страшные Сибирские Сны.
Кто и зачем создал в Томске меховой глобус?
Проект, над которым я сейчас работаю, представляет собой экспедицию по снам, происшедшую во время длительной зимней спячки. Называется «Страшные Сибирские Сны». Материалы, которые я использую — вязание и шкуры, то есть такие материалы, которые связаны с теплом. Вязание и шкуры — это еще и своего рода, метафора жизни в сибирской глубинке, где большую часть года зима, которая длится и длится. Поэтому в своем проекте «Страшные Сибирские Сны» я сравниваю жизнь в глубинке с зимней спячкой.

Наташа Юдина для «Томского обзора»