организатор: Фонд поддержки современного искусства «Сибирь»
Соединенные Штаты Сибири
Коллективная выставка сибирских художников, 16 января - 10 февраля 2013 года, СЦСИ.
Выставка сибирских художников «Соединенные Штаты Сибири» открылась 16 января 2013 года в Сибирском Центре современного искусства и включала в себя работы Дамира Муратова, Василия Слонова, Сергея Беспамятных, Дмитрия Булныгина, Сергея Самойленко и Константина Ерёменко.
Из пресс-релиза выставки: Выставка «Соединенные штаты Сибири» — это веселый взгляд сибиряка на географию. В Сибири, как известно, к нашей радости, национальных проблем нет. Вообще, в российской провинции многие пресловутые мировые катаклизмы не особо интересны. Опять же — национальные. В Сибири и на Урале людей по национальности особо не различают. Во всяком случае, не придают этому большого значения. Понимают, конечно, административное деление (грузины родом из Грузии, таджики — из Таджикистана, а китайцы — из Китая), но и только. Потому, видимо, что зимой здесь холодно и совместное выживание всегда было гораздо важнее. Социальные конфликты оказались также сглажены (ибо никого в Сибири дальше Сибири не ссылали). Поэтому мы весело смотрим на общие вопросы со стороны, тем более что эти проблемы вовсе не национальные, а интернациональные. Скорее житейские, чем надмирные. Проще говоря, выставка о том, как мы живем в нашем мире и разбираемся с недостатками с ироничной улыбкой. Надо не забывать, что тупая звериная серьезность и веселый непредвзятый взгляд на мир несовместимы. А Сибирь — это бескрайность, веселье и свобода. А Сибиряк не национальность, а вид сознания и образ бодрой жизнедеятельности.
Участники:

Дамир Муратов (Омск)
Василий Слонов (Красноярск)
Сергей Беспамятных (Новосибирск)
Дмитрий Булныгин (Москва)
Сергей Самойленко (Новосибирск)
Константин Ерёменко (Новосибирск)
Работы Дамира Муратова:
«Деревянный мак» Сергея Самойленко:
Работы Константина Ерёменко:
Работы Сергея Беспамятных:
Работы Василия Слонова:
Репортаж с открытия выставки:
Выставка вызвала возмущение консервативной общественности. Видео «Уничтожение Сибири через искусство» от Сибирского державного союза:

В данном каталоге вы найдете полную историю такого направления как «сибирский иронический концептуализм», рассказ об отдельных персоналиях и информацию о выставке «Соединенные Штаты Сибири».

Из каталога: Изначально маргинальная группа новосибирских художников, программно определяющая свою творческую практику как направленную на создание феноменов современного искусства, окончательно самоопределилась в 1990-е годы. Один из определяющих новосибирскую специфику факторов — удаленность от центров современного искусства: как от Запада, так и от столицы. Отсюда — репродукционистский тип художественного образования. Отсюда — нивелированная позиция относительно Запада и Москвы и один из недавних мифов: лучше вставать в очередь сразу на Западе, чем бездарно толочься в герметичной художественно- коррумпированной Москве. [...] Сформировался специфический тип художника и специфический тип его художественного послания. Творчество новосибирских художников большей частью обусловлено работой со своим телом, экстремальные жесты, связанные с темами выделений, крови, боли. В этом дискурсе тело и его проявления большей частью выражают материализацию «поэтических воплей», ругательств, сигналов об опасности, идущей изнутри и грозящей извне ЭГО (Вячеслав Мизин, Константин Скотников). Другое направление связано с работой в дискурсе низовых культур — молодежной, криминальной, уличной, это — работа с кичем, с феноменами массовой культуры, социальные провокации (Дмитрий Булныгин, Максим Зонов, Андрей Курченко, Алексей Лещенко).

Метод связан с идеей зоны, экстремального существования маргинала-художника «во глубине сибирских руд». Долго «невыездные» за рубеж художники подсознательно смоделировали в себе представление о жизни как о тюрьме. Не о жизни вообще, а о нашей, здешней, провинциальной жизни. Течет она по законам «зоны» — исправительно-трудового лагеря. Отсюда соответствующий (лагерный) сленг, черный (тоже лагерный) юмор, манеры поведения и агрессивная художественная позиция. Современный художник как бытовой человек — шестерка, придурок, юродивый (на воле, в быту, в миру). Отсюда постоянное, произвольное или непроизвольное, моделирование двойника, якобы способного адекватно существовать в экстремальном мире.

Заштатный город
Вы вот этот ролик ещё не видели? Обязательно посмотрите. В нём показано, как противников выставки «Соединённые штаты Сибири», открывшейся в Сибирском центре современного искусства, настигает настоящая трагедия. Им настолько тягостно созерцание представленных картин, что они готовы назвать авторов работ врагами народа, а их искусство (непременно в кавычках) — дегенеративным. Вы даже представить себе не можете, как им тяжело видеть и название выставки, и сибирский флаг, сделанный по образу и подобию американского.

Константин Скотников для sib.fm