организаторы: Институт искусств и культуры тгу
Галерея «В Главном»
Арт-пространство Института искусств и культуры ТГУ, открывшееся осенью 2018 года.
Галерея «В Главном» — это выставочное пространство в главном корпусе Томского государственного университета при Институте Искусств и культуры, предназначенное для реализации художественных, кураторских и образовательных проектов в различных областях творчества и художественной жизни Томска.

Руководитель: Дмитрий Галкин, и.о. директора ИИК, доктор философии, профессор.
Арт-директор: Анастасия Куклина, аспирант кафедры теории и истории культуры ИИК.
Координатор: Кирилл Яндулов, магистрант ИИК.

Сайт галереи: http://tsu-gallery.tilda.ws/
(Не)обязательное потребление
23 мая –30 июня 2019

Основу данной выставки составили проекты магистрантов программы «Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии» Института искусств и культуры ТГУ и САЕ-4.

Из концепции выставки: Это работы-исследования различных контекстов (не)обязательного потребления. Один из таких контекстов – счастливый мир потребительства, превращающийся в токсичную мусорную яму. Эта тема сегодня на слуху практически ежедневно. Проект Анны Сербиновой «МусорОК» в духе классических дизайн-утопий предлагает визионерскую стратегию утилизации мусора как основного сырья для города-будущего, печатающего самого себя на 3D-принтере. Эту логику эко-идеализма дополняет работа Мити Главанакова, посвященная техническим интерфейсам для общения с растениями.

Кирилл Яндулов и томская группа «Сну-Сну» предложили работы для скептического раздела выставки. Как скептики и провокаторы, они пытаются найти ироническую дистанцию по отношению к императивности потребления. Возможно, шапка из фольги действительно сможет защитить нас от электромагнитного гипноза, пронизывающего людей невидимыми лучами потребительства? Любителям модных философских авторов и течений так же будет невредно «разыграть» иронию интеллектуального модного потребления в интерактивной версии дартс.

Не(пост)человеческую метафизику производства и потребления исследует работа Екатерины Медведевой, в которой художественная визуальность произведена компьютерным «живописцем» – нейронной сетью. При каких условиях мы должны воспринимать и потреблять это как искусство? Решать зрителю. Митя Главанаков здесь же предлагает задуматься над формами потребительской нео-архаики, связанной с пищевыми цепочками природной экосистемы, в которую вписан человек.

Таким образом, вопрос о (не)обязательном потреблении объединяет современное искусство и дизайн в междисциплинарной области так называемого спекулятивного дизайна, конструирующего визионерские и критические модели развития современного общества.


Куратор проекта: Дмитрий Глакин

Участники:
Анна Сербинова
Митя Главанаков
Кирилл Яндулов
Катя Почечуева
Екатерина Медведева
группа «Сну-Сну»
Александр Колпаков (группа «Сну-Сну»)
Fashion shit. Модный щит, 2019
Митя Главанаков, Голуби, 2019
Пример корпосенсорного подхода к осмыслению экосистем, возникающих в эпицентрах антропоцена. Художник создаёт кибернетическую псевдоплоть из тела представителя наиболее социально и политически маргинализованного сообщества городской фауны. Голубь питается выбрасываемой людьми в колоссальных объёмах пищей, поэтому его так много. Голубь подбирает за нами мусор, заслуживая мусорного отношения к самому себе. Голуби похожи на серую слизь или на призраков – неупокоенные души незахороненных отходов, идущие по следам позднего капитализма, поливая его «достижения» кислотой из своих клоак. Птица, чьё тело используется в работе, погибла обычным для голубя путём и не была убита художником.
Митя Главанаков, Потенциал действия, 2019
В работе художник задействует протекающие в телах растений электрические импульсы (более или менее подобные нервным импульсам у животных) для модуляции воспроизведения научного текста, посвящённого этому феномену. Текст преломляется в описываемом им теле растения; символические системы человека проходят проверку на прочность, соприкасаясь с радикально чужеродной живой материей. Потенциал действия (или action potential) – общее для растений и животных (люди тоже животные) название электрического импульса, обеспечивающего связь между частями тела.
Кирилл Яндулов, Дартс (не) дает отпор, 2019
Французский социолог и философ Бруно Латур в своих работах, посвященных акторно-сетевой теории, развивает идеи однородной онтологической плоскости, в рамках которой сосуществуют люди и вещи (не-люди). Центральное понятие АСТ – это сеть, в границах которой и происходит взаимодействие. С одной стороны, в своей работе «Дартс (не) дает отпор» я предлагаю тотально спекулятивное прочтение данной теоретической системы и буквальное переложение ее системы координат на наш повседневный мир. С другой стороны, работа посвящена проблеме интеллектуального потребления. Проект Бруно Латура стал модным трендом в кругах подрастающего поколения интеллектуалов и шире – всего сообщества, интересующегося современной философией и социальной наукой, но, зачастую не углубляясь в проблематику теоретической системы Латура, молодые люди сотрясают воздух своими псевдознаниями.
Екатерина Медведева, Глубокие сны: что видит искусственная нейронная сеть, 2019

В соавторстве с Александром Мордвинцевым, Майклом Тиком, Кристофером Ола, ИНС Deep Dream, Ксенией Красиковой, Анастасией Литвиновой, Алексеем Шантуровым, Дмитрием Галкиным.

При создании картин для данного проекта использовалась нейросеть Deep Dream от Google. Посетителю выставки предлагается принять участие в завершении работ, стать тем недостающим звеном, которое отделяет созданный объект от произведения искусства - звеном смысла, стать соавтором и своеобразным толкователем сновидений Deep Dream.
Анна Сербинова, Портал, 2019
Портал, с помощью которого происходит вживление в тело человека нано-роботов, заменяющих электронику, медицинские и телекоммуникационные приборы. Объем электронного мусора с каждым годом растет. Свалки электроники – это экологическая мина замедленного действия. Поэтому необходимо искать альтернативу приборам, оставляющим после себя тонны отходов, с высокими классами опасности (ртуть, свинец, кадмий). «Не раскидывай вокруг – держи в себе».
Анна Сербинова, МусорОк, 2019
Домашняя мусорка – «мусорОК», осуществляет переработку мусора в сырье для 3d принтера, с возможностью печати изделий для домашнего использования. Домохозяйки сами проектируют необходимые модели или выбирают из готовых шаблонов (тарелка, ложка, крышка, погремушка).
Анна Сербинова, Макет, 2019
Повторное использование мусора в городской среде представлено на примере жилых домов, созданных методом экструзии из неорганических материалов прошедших повторную переработку.
Томск, ты как?
27 октября –6 декабря 2018

Выставка-размышление о городе и художнике внутри него стала первой выставкой, открывшейся в новой галерее.

Из концепции проекта: В современном художественном мире поиск идентичности тесно связан с процессами глобализации, которые диктуют нечто вроде универсальных «стандартов» в создании произведений современного искусства. Нередко естественным ответом на это становится обращение к «корням» - поиск локальной, географически определенной привязки «к местности», без которой глобальность кажется пустой, а собственная идентичность и принадлежность художника незаслуженно забытой. Глобальное перерабатывается в локальное образуя вектор глокализации, которые в сфере современного искусства предполагает глобальную рефлексию через локальную идентичность художника.

Кураторы проекта: Анастасия Куклина, Яндулов Кирилл
Фото: Ангелина Шагивалиева, Павел Рыскаленко.
Дмитрий Галкин: «У каждого художника свой диалог и ракурс, но что крайне важно, они не собираются уезжать из Томска. Все ребята работают в своем городе — не в Москве, не в Европе. Вообще-то для современного искусства — это нормальная ситуация. Потому что современное искусство — это не буржуазное наслаждение красотой, а поле мысли и исследования. Для этих целей наша городская и университетская среда как нельзя подходят».

ТВ2 об открытии галереи.
Аксинья Сарычева, «Объяснительная».
Документация проекта, представленного на выставке «Томск в разрезе» на Сибкабеле.

«Для выставки я сделала фотографии в цехах Сибкабеля, на основе которых должны были быть нарисованы графические работы. Накануне подготовки проекта, я уронила телефон в унитаз, и вся информация, включая фотографии, была утеряна. Материала для работы нет, времени – тоже. Сделала работу про отсутствие работ в виде объяснительной, в следствие чего, начальство Сибкабеля решили, что это реальная объяснительная и работать с ними я больше не буду. Кое-как удалось доказать, что эта объяснительная и есть работа. Здесь, для выставки «Томск, ты как?» предоставляю документацию инцидента на Сибкабеле и сообщаю, что «Томск в разрезе», и я не знаю, что с этим делать».
Митя Главанаков, «Дышим как дракон».
Развитие серии «Жжём как дышим», показанной на выставке «Томск в разрезе» на Сибкабеле. Видео, углеродистая сталь, сплав свинца и олова.

«Металлический дракон появился как спекулятивная сущность, выходящая за пределы досягаемости оппозиции сжечь/сохранить. Будучи правильным упражнением в диалектике, дракон вобрал в себя обе части противоречия: несгораемый и огнедышащий, он сам способен сжигать и сохранять*.

Освободившись от выбора между равно тупиковыми опциями консервации и уничтожения, дракон открывается для игр, быта и мутаций. Как все мутации, действия и изменения дракона являются контингентными и единственно верными. Он точно соответствует ситуации, не являясь при этом её заложником.

* Драконы известны своей любовью к сокровищам, что сближает их с хранителями музеев. Дракон всегда что-то охраняет».

Наташа Юдина, «Венера в снегах».
Скульптура, гипс.
Скульптoр: Владимир Романов.


Идея данного проекта представляет собой скульптуру под названием «Венера в снегах». В ее основе – сибирский мифологический сюжет: древнегреческая скульптура Венера, путешествуя по Сибири, оказалась в Томске морозной зимой, заблудилась, замёрзла, обледенела и осталась здесь навечно в виде белоснежной мифологической скульптуры «Венера в снегах». Этот сюжет – аллюзия на современное романтическое название Томска «Сибирские Афины».

Термин «Сибирские Афины» исторически связан с Томским Государственным университетом. «Венера в снегах» – это диалог двух различных культур: культуры Древней Греции с её наследием величайшего классического искусства и культуры Сибири с её самобытной историей и своеобразным климатом, в основе которого знаменитый бренд – «Русская зима». «Венера в снегах» - это, прежде всего, идея бренда и престижа Томска, Сибири и Томского Государственного университета не только в местном контексте, но и в контексте мирового художественного процесса и культурного обмена.
Арт-группа «Вывоз снега» (Аксинья Сарычева, Митя Главанаков)
Гиг-хэппенинги «рок-вернисаж» и «пеереезд», 2018
Видеодокументация.

Комментарий к видеодокументации «Пеереезд»: В начальной точке (город) организуется сеть из бензинового генератора, компьютера, двух гитар, проектора, двух комбинированных усилителей и множества педалей эффектов. После отладки и активации всех узлов, сеть нужно взять и пронести по маршруту (берег) в конечную точку (поляна). Вдоль маршрута заранее расположена экспозиция, которая может быть пройдена как экскурсия. Во время пеерезда все узлы сети работают. В конечной точке сеть больше не нужно нести, но узлы продолжают работать.
Николай Исаев, «Наше красочное прошлое», графическая серия.

Работая над серией «Наше Красочное Прошлое», в которой Томск показан в советское время, Николай Исаев изучил сотни фотографий и документальных источников. Результатом этой работы стала серия ностальгических рисунков цветным карандашом и масляной пастелью: широкие свободные улицы, советские вывески, троллейбусы того времени, плакаты с советской символикой и первомайские демонстрации. В рисунках небольшого формата, эстетика которых близка графике советского художника Анатолия Кокорина, автор играет с деталями, чем подчеркивает документальность сюжета, работает так, как будто был свидетелем той эпохи. (текст – Лукия Мурина)

Лукия Мурина, «Индустриальный забор», объект.
В объекте «Индустриальный забор», представленном на выставке «Томск, ты как?» Лукия Мурина играет с масштабом, абстрактным образом современного завода, поэтизирует промышленную архитектуру и ее взаимосвязь с пространством. Близкое восприятие индустриального объекта позволяет художнице уйти от социальных, общекультурных и иллюстративных контекстов постиндустриального и информационного общества.

Лукия Мурина, Николай Исаев, «Сжечь нельзя сохранить», 2013-2018, акция.
«Сжечь нельзя сохранить» – это художественная акция, проходящая в городе Томске с 2013 года, направленная на сохранение и популяризацию культурного наследия. Идея заключается в создании трафаретов с изображением несохранившихся домов со слоганом акции «СЖЕЧЬ, НЕЛЬЗЯ СОХРАНИТЬ» – где запятая подчеркивает безразличие администрации к критической ситуации, которая происходит в городе и надписью: «ПОМНИТЕ, ЗДЕСЬ БЫЛ Я!».

Техники тела 2.0
11 марта 2019
Выставочный проект был посвящен художественному исследованию опыта телесности современного человека.

Куратор:
Кирилл Яндулов

Из кураторского текста (Кирилл Яндулов, Дмитрий Галкин): В современном технологическом мире новых медиа – смартфонов, гаджетов, Интернета, компьютерных игр, социальных сетей – тело человека оказалось в новой реальности, для которой эволюция нас не готовила. В контексте истории медиа последнего столетия тело сначала было парализовано в зале кинотеатра, затем на диване у телевизора и теперь у экрана компьютера/смартфона. Человек стал двоиться. У него теперь есть реальное и виртуальное тела, граница между которыми не очевидна. Сегодня мы существуем в гибридной цифровой реальности, балансируя между виртуальным пространством новых медиа и «привычной физической реальностью». Как мы можем очертить границу реального тела, не перешагнув порог виртуального, смысл которого также остается не вполне ясен?

Пришло время изучить и понять новые границы и контуры человеческого тела нашей цифровой эпохи. Именно эта задача стоит перед участниками выставочного проекта «Техники тела 2.0». Под термином «техники тела», заимствованным у Мосса, мы будем понимать, какформы использования тела в современном мире, так и способы, которыми человек представляет себя в мире виртуальном. Для нас будут одинаково важны сами техники тела и формы репрезентации, посредством которых человек представляет себя в пространстве новых медиа.
Участники выставки:
Владимир Абих (Санкт-Петербург)
Вероника Сарычева
Никита Савостьянов
Наташа Алфутова
Работы Владимира Абиха:
Where you AR
Проект состоит из серии минималистичных холстов и приложения «Where you AR», посредством которого изображения дополняются более привычным цифровым контентом.
Коммуникация
Работа представляет собой видео документацию эксперимента коммуницирования двух смартфонов посредством взаимного перевода слова «коммуникация» с русского на английский и наоборот. В работе отсутствует монтаж и иное вмешательство автора.
Вероника Сарычева, «5 стадий»:
Никита Савостьянов, Human, get out:
Наташа Алфутова, «Тысячеликий герой»
В рамках работы «Тысячеликий герой», включающей в себя элементы дополненной реальности, каждый сможет визуализировать и постараться осмыслить процесс сращивания вашей реальной личности с виртуальным «двойником» — аватаром, созданными вами в интернете. Человек всегда с большой осторожностью относился к своим двойникам и считал многоликость признаком божественного. Сегодня же каждый из нас имеет своего двойника, «аватара» в повседневной жизни. Большинство пользователей сети не осознают происходящего процесса гибридизации: мы подпитываем своих двойников в социальных сетях, создавая свою многоликость. «Тысячеликий герой» раскрывает потенциал сращивания человека с его цифровыми «аватарами», в ходе которого человеческое мутирует, порождая цифрового киборга. «Тысячеликий герой» — оммаж художнику Стеларку, ступившему на путь искусства гибридизации.
Фото: Павел Рыскаленко