Ирка Солза
Родилась в 1987 году в Архангельске. Окончила магистратуру философского факультета НГУ. Занимается созданием инсталляций, простых эстетических машин, объектов, поэтических и текстовых работ, видео-артом и перформансами. С 2010 по 2013 — куратор выставочного проекта в рамках фестиваля экспериментальной поэзии EXPERIENCES. С 2015 года участник поэтического сообщества Реч#порт, автор и член редакции одноименного журнала (syg.ma/rechport). С 2018 года собирает Сибирский архив современного искусства (siberian-archive.ru) и занимается исследованиями современного регионального искусства.

Личный сайт: ircasolza.ru
Тексты об искусстве: https://syg.ma/@pingdf
Полный список выставок
Персональные выставки и проекты:
2019 — издание «Каталога простых машин»
2017 — выставка ___на_поверхности______, совместный проект с поэтом Дмитрием Королёвым и фотографом Вячеславом Ковалевичем, «Иниго», культурный центр при Католическом соборе, Новосибирск

Коллективные выставки:
2021 — «Работа над ошибками», галерея «Пост» (Новосибирск)
2021 — Микробиеннале (3)2дня (Иркутск)
2021 — Выставка «Темный угол», арт-центр «Клоповник» (Челябинск)
2021 — Рязанская гаражка, Есенин-центр (Рязань)
2021 — Выставка «Выше ноги от земли», лофт «Подземка» (Новосибирск)
2021 — Выставки «Бара Столичный» (Новосибирск)
2021 — Выставкa «Йозеф - 100 - Бойс», Музей Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону)
2021 — Фестиваль современного искусства «48 часов Новосибирск», Parachute(s) Tandem, Свободная форма (Новосибирск)
2020 — AMFS 3rd Show, Европа (спутник Юпитера)
2020 — «Неявные отношения», artist-run space Котельная (Томск)
2019 — «Горящие туры по интимным местам», фестиваль «48 часов Новосибирск». Мастерские СХР (Новосибирск)
2019 — II Фестиваль невидимого кино. Порядок слов (Санкт-Петербург)
2018 — Выставка о цензуре и самоцензуре One cannot be too careful\Как бы чего не вышло (Берлин, Германия)
2018 — Выставка о цензуре и самоцензуре One cannot be too careful\Как бы чего не вышло, феминистская версия. «Ребра Евы» (Санкт-Петербург)
2018 — «Малые мании», «Иниго», культурный центр при Католическом соборе (Новосибирск)
2017 — Выставка о цензуре и самоцензуре One cannot be too careful\Как бы чего не вышло (Брайтон, Великобритания)
2017 — Выставка «Трудно», пространство «Арт Ель» (Новосибирск)
2016 — Вторая антивоенная выставка НЕ-МИР (Киев)
2015 — «Школа цинизма», лофт TRAVA (Новосибирск)
2015 — Praeparatio, документальный проект, подвал (Новосибирск)
2013 — «Свободные мастерские», ММСИ (Москва)
2013 — «Герои», фестиваль экспериментальной поэзии EXPERIENCES (Новосибирск)
2013 — Канский видеофестиваль, спецпоказ «Новое сибирское видео»
2013 — международный фестиваль независимого кино 2morrow, программа короткого метра «Новое кино Сибири» (Москва)
2012 — «Метроном», фестиваль экспериментальной поэзии EXPERIENCES, СЦСИ (Новосибирск)
2012 — фестиваль наукоемкого искусства «Яблоко Мёбиуса» (Новосибирск)
2011 — «Техно-опера» (Томск)
2011 —«U:Напряжение», фестиваль экспериментальной поэзии EXPERIENCES, СЦСИ (Новосибирск)
2011 — «Движение», региональная выставка актуального искусства, Областной Музей ИЗО (Кемерово)

2014-2017 — веревочные выставки (берег Оби)
2016-2019 — гаражные выставки, организуемые Алексеем Грищенко (гаражный кооператив «Скиф», Новосибирск)
работы
избранные тексты и текстовые работы

Насыпьте землю в мой гроб
На этой выставке были экспонированы две моих работы, одна из них — под названием «Колыбель» — представляет собой небольшой гроб с прорезями в дне. Гроб подвешивается к потолку где-нибудь на проходе, в узком и неудобном месте, а внутрь него насыпается земля, которая постепенно просачивается сквозь отверстия на дне, в том числе и под воздействием посетителей выставки: от случайных столкновений с их телами. Когда вся земля просыплется, станет видно, что прорези на дне вырезаны в виде слова. ... Однако в день вернисажа выставки «Трудно» земля в гроб насыпана не была, и он безвольно висел с красным оголëнным дном.

Моя работа не участвует
Кураторская концепция выставки строилась вокруг идеи праздника 1) как свободы бездействия, 2) как праздничной стороны будничных явлений, 3) как тотальной пропаганды позитивности и 4) как метафоры мира искусства как «празднующего» сообщества. Именно этот последний аспект стал отправной точкой для моей работы. В итоге кураторы выставки получили от меня следующую заявку (см. далее). По результатам кураторского отбора моя работа не участвует в выставке по причине ее «холодности» и недостаточной «понятности».
регулярные проекты и сообщества
Некоторые коллективные выставки
Избранные публикации и интервью
Опыт Сибирского архива современного искусства
Наверное, в самом начале не было какого-то четкого понимания, что это будет и зачем, и постепенно стало понятно, что одно из основных направлений, в котором должен развиваться архив, — это не только «складирование» информации по событиям, но и осмысление происходящего. Поскольку число искусствоведов, арт-критиков и людей, пишущих об искусстве, например, в Новосибирске стремится к нулю, это достаточно сложная задача. Во всех проектах, где это было возможно, я старалась давать ссылки на опубликованные в разных изданиях рецензии на них, и Томск в этом плане, конечно, выигрывает, там идет достаточно активный процесс обсуждения выставок, публикуются тексты, интервью с художниками. Что нужно сделать, чтобы сдвинуть этот процесс с мертвой точки у нас, я пока не представляю (кроме открытия СИСИ — Сибирского института современного искусства, как предлагал художник Ваня Дыркин).

Марина Исраилова для Крапивы

«Видимость» искусства как проклятие
Если все можно вообразить иначе, так давайте вообразим открытое и на равных участие художественного сообщества в собственном развитии? Давайте вообразим гибкие инструменты для всех, а не возможности для немногих избранных? Давайте дадим художникам ту поддержку, которая им необходима, а не готовую форму, которую они должны заполнить неким эффектным содержанием? Давайте регулярно поддерживать низовые самоорганизованные инициативы и те проекты, в которых заинтересованы сами художники? Институции не должны быть ни творцами, ни героями, которые используют художников в качестве материала для воплощения своих амбиций.

Ирка Солза для aroundart

Всё растворяется (кроме ответственности)
Волна критики вокруг проекта «Немосква», начавшаяся с обсуждения конкретной конфликтной ситуации между организаторами проекта и победителями кураторской школы, постепенно превратилась в масштабную дискуссию о взаимоотношениях художников и институций, региональных деятелей и крупных столичных агентов, о принципах устройства культурной сферы, о справедливости и об уважении. Одним из результатов этой дискуссии стало коллективное письмо работниц и работников культурных институций из различных регионов. ... Однако я как художница не могу полностью солидаризироваться с этим открытым письмом, т. к. в нëм не отражëн ряд более общих вопросов, касающихся взаимодействия художников и институций.

Ирка Солза на Syg.ma

Два (ново)сибирских архива: история, позиции, стратегии, будущее
Этот материал посвящен ситуации, сложившейся вокруг двух архивов: Сибирского архива современного искусства и Архива современного искусства в ЦК19. ... Сосуществование двух — очень разных, насколько мы можем судить — архивов, базирующихся в одном городе и посвященных современному искусству, инициировало этот текст. Предшествующая ему история сотрудничества, разногласий и конфликта, после которого отношения между Иркой Солзой и ЦК19 были прекращены, известна немногим и должна быть, на наш взгляд, рассказана публично. КРАПИВА попросила обе стороны высказаться о сложившейся ситуации.

Марина Исраилова для Крапивы

Дата последнего обновления: 09.03.2022